Время новостей
     N°66, 15 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.04.2002
Упал. Отжался
Команданте Уго Чавес показал своим противникам почем фунт нефти
В Латинской Америке появился новый харизматический лидер -- достойный наследник Фиделя Кастро. Президент Венесуэлы Уго Чавес, свергнутый в четверг «военно-промышленной хунтой» при молчаливом согласии США, триумфально вернулся к власти. За 48 часов в стране сменилось три президента, в уличных столкновениях погибло почти три десятка человек, сотни ранены. На два дня страна стала Республикой Венесуэла. Но олигарх Педро Кармона Эстанга -- лидер крупнейшей федерации предпринимателей Венесуэлы Fedecamaras, возглавивший «военно-промышленную хунту», -- продержался в президентском кресле всего 28 часов. В воскресенье в президентском дворце Miraflores в красном берете парашютиста вновь появился Чавес, а в название государства вновь вернулось определение -- Боливарская.

Головокружительная венесуэльская интрига как будто списана из советского учебника новейшей истории: столь явного противостояния популярного «защитника интересов широких народных масс» с одной стороны и поддерживаемой Вашингтоном «олигархической верхушки» -- с другой трудно придумать даже нарочно. Ирак поздравил народ Венесуэлы с победой над «империалистическим заговором США». Латиноамериканские страны осудили переворот и смещение Уго Чавеса. Вашингтон же после первого переворота не смог скрыть вздох облегчения: Белый Дом возложил всю вину за случившееся на свергнутого президента и озаботился судьбой демократии лишь после его возвращения в должность, призвав к восстановлению «основополагающих» демократических принципов. Двойные стандарты в толковании Вашингтоном понятий «путч» и «демократия» объяснимы: президент Чавес дружит с Кастро, посещает Ирак и Ливию, называет опыт Китая примером для Латинской Америки. Госсекретарь Пауэлл открыто возмутился критикой Чавеса по поводу потерь среди мирного населения Афганистана во время американских бомбежек, а президент Буш в ходе недавнего латиноамериканского турне демонстративно с Чавесом не встретился. Заинтересованность Вашингтона в смещении Чавеса -- пусть даже посредством путча -- очевидна: иметь харизматического лидера в богатой нефтью стране (у себя под боком) противоречит американским национальным интересам. 40 с лишним лет назад недальновидная дипломатия Белого Дома сделала Фиделя Кастро коммунистом. Вторым Фиделем может сегодня стать Уго Чавес.

Определяющая роль в поляризованной стране принадлежит телевидению -- частные каналы Венесуэлы были откровенно оппозиционны Чавесу. За несколько часов до своего смещения он призвал владельцев частных СМИ не накалять обстановку, заставил передавать правительственные сообщения (каналы разделили экран пополам: в одной половине Чавес обращался к нации, в другой -- шли прямые репортажи о столкновениях на улицах) и, наконец, запретил вещание пяти телеканалов. Захватив власть, Педро Кармона поступил аналогично: немедленно закрыл государственный канал Venezolana и заключил негласное соглашение с частными СМИ -- репортажи об уличных манифестациях и столкновениях прекратились.

Решающим фактором в противостоянии стали жертвы. 16 убитых (большинство из них -- снайперскими выстрелами в голову) во время 150-тысячной демонстрации противников Чавеса (установить, кто стрелял, невозможно) -- и Чавес смещен. Девять убитых в ходе уличных протестов в поддержку смещенного президента -- и Кармона арестован.

85% венесуэльцев живут в нищете, а их страна -- четвертый в мире экспортер нефти, входит в тройку крупнейших поставщиков на рынок США. До 11 апреля оппозиционная газета El Nacional обвинила Чавеса в «дискредитации страны как надежного поставщика нефти» (половина добываемой нефти -- 1,5 млн баррелей ежедневно -- поступает на рынок США). После победы путчистов-предпринимателей немедленно было объявлено о разрыве договора с Кубой в отношении поставок 53 тыс. баррелей нефти в день -- уже загруженные танкеры вернулись в порт.

Духовный наставник Чавеса, 83-летний коммунист и до недавнего времени глава МВД Луис Микелена критикует президента за созданную в стране атмосферу непримиримой конфронтации нищих и богатых. Вернувшийся в президентский дворец Чавес пытается примирить страну и призывает венесуэльцев, в том числе и владельцев телеканалов, к единению. Как первый шаг он принял отставку назначенного им руководства национальной нефтяной компании -- этого формально и добивались его противники. Чавеса ждут нелегкие времена: противостоять единственной сверхдержаве в состоянии сейчас немногие, тем более трудно это в Латинской Америке, которую Вашингтон считает своей неприкосновенной зоной влияния.

Андрей ЗЛОБИН