Время новостей
     N°239, 24 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.12.2008
Антикризисная глобализация
Как IT-отрасли выгодно пережить финансовый кризис
Мировой финансовый кризис, который стремительно набирает обороты, и в России стал настоящим испытанием для еще только формирующейся отечественной IT-индустрии. Оказалось, что российские IT-компании, которые работают не только на внутреннем рынке, но и востребованы на внешнем, чувствуют себя намного спокойнее, чем их коллеги, ориентированные только на отечественного потребителя.

Ограниченная чувствительность

«То, что Россия вошла в кризис позже других развитых стран и соответственно позже выйдет из кризиса, отразится на продажах софта в нашей стране», -- считает глава компании SPIRIT Андрей Свириденко.

SPIRIT -- российская компания, которая ведет продажи в 80 странах и имеет представителей в 12 странах мира как группа международных компаний, зарегистрированных в разных странах мира. Примерно треть доходов приходится на США, треть -- на Европу и треть -- на Азию. Разница для софтверного бизнеса в разных странах и в разных регионах мира состоит в том, что разные страны находятся на разной стадии мирового финансового и экономического кризиса, говорит г-н Свириденко. Лучше всего себя чувствует, как ни удивительно, американская часть бизнеса.

В США SPIRIT продает свои софтверные продукты софтверным компаниям-клиентам, которые традиционно «сидят» на наличных и от кризиса финансовой ликвидности не страдают. В Европе и Азии софтверные продукты покупают производители оборудования и мобильных телефонов, которые теоретически более чувствительны к мировым финансовым колебаниям. Тем не менее бизнес не останавливается. По словам Андрея Свириденко, именно в Азии компании удалось в последние месяцы заключить несколько важных контрактов -- как с крупными мировыми производителями оборудования, так и с мобильными операторами связи, которые не испытывают финансовых проблем.

Parallels (входит в пятерку мировых игроков рынка виртуализации) тоже неплохо себя чувствует на кризисном рынке.

Большая часть рынка Parallels приходится на США. Несмотря на то что в целом американский рынок сильно уменьшился, особенно в сегменте крупных предприятий, в США компания не так плохо себя чувствует -- их ПО позволяет оптимизировать использование IT-инфраструктуры и делает это лучше, чем решения конкурентов. Как это ни парадоксально, но с наступлением кризиса у нас активизировались продажи продуктов для корпоративных заказчиков, говорит гендиректор Parallels Сергей Белоусов. «Раньше мы приходили в большие компании и предлагали попробовать наше решение, которое позволит им существенно экономить. В ответ нам говорили, что это не первоочередная задача. Но сейчас экономить очень важно, и они уже с большим вниманием и энтузиазмом начинают вести переговоры», -- рассказал Сергей Белоусов. Существенный процент выручки Parallels приходится на решения для хостинг-провайдеров, у которых в условиях кризиса вообще все замечательно, ведь они предлагают инфраструктуру в аренду -- недорого и с рассрочкой платежа за счет помесячной оплаты, что особенно актуально при отсутствии наличности.

В Китае и на Среднем Востоке для Parallels кризис не так заметен. А вот в Индии очевидно замедление продаж, в Японии уже давно началась рецессия. «Япония и Китай -- страны, которые очень сильно на себе замкнуты, поэтому им проще, чем другим», -- признает г-н Белоусов.

Еще одна компания, которая изначально была ориентирована на международные рынки, -- "Лаборатория Касперского". Ровно половина ее продаж приходится на Западную Европу, 25% -- на Восточную, включая Россию. Доля США -- 18%, Азии -- 7%. Источник iToday.ru в компании считает, что розничная торговля антивирусными программными продуктами не очень чувствительна к финансовым колебаниям. Из-за поддержки собственного производителя -- McAfee и TrendMicro -- американский рынок может немного сократиться. Но его доля и так невелика. Зато более интенсивно будут развиваться продажи в Западной Европе, которая и делает «кассу». Только в Германии доля рынка у «ЛК» -- 50%.

Экспансивное развитие планирует и ЕРАМ Systems -- крупнейший разработчик проектного (заказного) программного обеспечения в Центральной и Восточной Европе. Компания ведет проекты более чем в 30 странах мира. Ее отделения работают в России, Республике Беларусь, на Украине, в Казахстане, США, Венгрии, Великобритании, Германии и Швеции. Похоже, что глава компании Анатолий Гавердовский занят привычным для себя делом, характерным для конца года. «Он в полях», -- говорят его сотрудники, подразумевая, что у шефа жаркая пора по закрытию проектов и подписанию контрактов. Судя по всему, бизнес ЕРАМ не требует авральных усилий по собственному спасению.

Знать бы, где упасть

Еще один разработчик для международного рынка -- компания ABBYY. Эта российская компания продает системы распознавания ABBYY FineReader, словари ABBYY Lingvo и системы ввода форм ABBYY FlexiCapture. Продажи почти равномерно делятся между Западной Европой (23%) и Северной Америкой с Японией (21%). Доля Украины и Восточной Европы -- 17%. У России и других стран СНГ (за исключением Украины и Молдавии) самая большая доля -- 39%.

Генеральный директор ABBYY Сергей Андреев больше всего опасается последствий кризиса у своих клиентов, занятых в финансовом секторе.

«Мы вынуждены снизить прогнозы по продажам в банки и другие финансовые компании», -- говорит г-н Андреев. Самочувствие бизнеса компании в других секторах экономики много лучше, считает он. И готов этим пользоваться. Тем более что рыночная конъюнктура сама этому и способствует. Например, перед азиатскими, европейскими и американскими компаниями сейчас наиболее остро стоит проблема оптимизации производства, сокращения расходов. «Именно здесь мы видим для себя возможность увеличить продажи, ведь наши продукты позволяют повышать производительность персонала, а значит, экономить ресурсы клиентов», -- заключает Сергей Андреев.

Примерно на это же делают ставку, продавая продукты на западные рынки, и в Parallels. Сокращение затрат (если не сразу, то в очень короткой перспективе) -- главный лейтмотив переговоров с западными клиентами.

Неплохо себя чувствуют и небольшие компании, международный бизнес которых позволяет им оставаться на плаву. По словам вице-президента «Сканэкс» (ее профиль -- производство наземных станций для приема сигнала со спутника и разработка софта для обработки информации) Ольги Гершензон, пока что компания не ощущает кризис. «Если не включать радио, телевизор, не открывать газет, то можно и не знать о нем вовсе. К тому же, на мой взгляд, пока что кризис касается главным образом финансовых игроков», -- считает Ольга Гершензон. Стоит пояснить: «Сканэкс» никогда не брала кредитов, точнее, их не давали, требуя залога, которого не было. Это удел, пожалуй, каждого малого наукоемкого бизнеса. Соответственно изменения на рынке кредитования эту компанию не коснулись.

«Тем не менее у нас есть финансовые обязательства перед зарубежными операторами. Если рубль сильно обвалится... Я оптимист. Думаю, что вряд ли произойдет столь сильное падение рубля», -- говорит г-жа Гершензон. Тем не менее проверки на прочность в условиях экономического перелома «Сканэкс» не боится. Такую уверенность можно понять: технологии, которыми владеет компания, во время кризиса будут еще больше востребованы.

Использование открывающихся возможностей, разумная оценка рисков, гибкое реагирование -- вот что объединяет компании, которые не стали замыкаться на внутреннем рынке. Пока, по оценке директора парижской Высшей школы социальных наук Жака Самира, Россия получила шанс стать частью процесса «отсоединения» экономик стран Восточной Азии от США, а затем и превратиться в регионального «лидера роста». Похоже, именно этот шанс -- применительно к собственному бизнесу -- и используют российские международные компании.





Подготовлено совместно с iToday.ru

Виктория МУСОРИНА, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»