Время новостей
     N°240, 25 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.12.2008
"Пирожковая война"
Кризис может спасти мелкие торговые точки Нижнего Новгорода
В связи с финансовым кризисом мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов принял решение отложить на время намечавшуюся городской администрацией поголовную ликвидацию киосков и мини-маркетов. Тем не менее будут ликвидированы порядка 300 киосков и палаток, которые мешают реализации городских программ по благоустройству (например, расположены в скверах). По словам мэра, это примерно десятая часть от общего числа городских киосков, поэтому ущерб, как полагают в мэрии, будет незначительным. У предпринимателей другое мнение. Они называют происходящее «пирожковой войной».

«Действия мэрии приведут к тому, что более 1500 человек останутся без работы и пострадают местные сельхозпроизводители», -- утверждает президент нижегородской Ассоциации предприятий быстрого питания Алексей Носов. По словам мэра Булавинова, в настоящее время в Нижнем Новгороде работает около 3 тыс. мини-маркетов и киосков, с владельцами которых истекли договоры аренды. Ранее мэрия планировала обязать предпринимателей строить капитальные сооружения или переводить торговые точки на первые этажи домов, тем самым создавая сеть «магазинов пошаговой доступности». Кризис внес свои коррективы.

По словам Вадима Булавинова, "кредитные ресурсы стали дорогими, поэтому из-за невозможности привлекать длинные деньги предприниматели не смогут строить капитальные сооружения". В этих условиях бескомромиссная ликвидация заведений быстрого питания неминуемо приведет к увеличению безработицы.

Другое дело, что компромиссы не всегда находятся. В частности, Алексей Носов утверждает, что мэрия намеренно отказывается продлевать разрешения на право торговли под объекты уличного питания. В результате целый сегмент малого предпринимательства оказался в правовом вакууме. «И это несмотря на то, что в Нижнем Новгороде количество объектов быстрого уличного питания на порядок меньше, чем в других крупных городах России и Европы, а выдача разрешений на право торговли в момент финансового кризиса в стране упрощается», -- недоумевает г-н Носов.

По словам президента нижегородской Ассоциации предприятий быстрого питания, «ежедневно администрации районов требуют немедленного освобождения площадок, запугивают нас и сотрудников, пытаются любыми способами отключить электроэнергию, увозят объекты на эвакуаторах». В ответ на эти обвинения глава города заметил, что мэрия кровно заинтересована в развитии предпринимательства, так как малый и средний бизнес поставляет в бюджет города существенную часть налоговых поступлений. Так, единый налог на вмененный доход в структуре налоговых доходов городского бюджета составляет около 10%. Вадим Булавинов также подчеркнул, что в сфере предпринимательства задействована значительная часть населения города. На малых предприятиях работает около 100 тыс. человек, а с учетом наемных работников предпринимателей без образования юридического лица их количество доходит до 219 тыс., а это 26,6% трудоспособного населения Нижнего Новгорода.

Поэтому администрация города декларирует развитие в городе мелкорозничной передвижной торговой сети, основой которой являются так называемые тонары. За эти самые тонары (или «стрит-фуды») и бьется г-н Носов. Но, видимо, пока безуспешно.

19 января 2009 года в Нижнем Новгороде проведут открытый аукцион на право размещения объектов мелкорозничной нестационарной передвижной торговой сети. «Этот сегмент будет развиваться, поскольку в нем есть большое пространство для проявления предпринимательской инициативы, -- говорит глава города. -- Однако это должны быть не места, которые нравятся хозяевам, но перекрывают улицы и на них натыкается людской поток, а такие места, где торговля востребована», -- заключил мэр. «В конкурс не попало ни одно наше прежнее торговое место, -- парирует Алексей Носов. -- Все места расположены у черта на куличках. Это называется технической ликвидацией». Мэр в свою очередь настаивает, что предприниматели элементарно не убирают территорию вокруг своих «стрит-фудов» И это главная причина, по которой им отказано. «А чистить территорию для нас в десять раз дороже, чем вы платите налогов!» -- заявил мэр.

Предложение руководителя регионального отделения «Деловой России» Павла Солодкого взять за основу опыт московского мэра Юрия Лужкова и объявить «временный мораторий» на любое закрытие торговых мест предприниматели поддержали бурными аплодисментами. Мэр от идеи «моратория» уклонился. «Самовольный захват земли, который сейчас процветает в городе, ни один мораторий не возьмет!» -- резюмировал градоначальник. Предприниматели пообещали, что будут отстаивать свою правоту в суде.

Сергей АНИСИМОВ, Нижний Новгород