|
|
N°240, 25 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ближний Восток стал для нас близким»
Ситуация на Ближнем Востоке «остается сложной», «число проблем не становится меньше». Об этом шла речь на встречах в Москве в начале этой недели президента России Дмитрия Медведева и главы правительства Владимира Путина с президентом Палестинской автономии Махмудом Аббасом. О своем видении обстановки в регионе и соответствующей политики России рассказал в интервью «Времени новостей» известный российский востоковед, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН и Института военной истории Минобороны России профессор Леонид МЕДВЕДКО. Сегодня ему исполняется 80 лет, а как раз накануне в свет вышла новая книга юбиляра «Восток -- дело близкое, Иерусалим -- святое».
-- Каков ваш прогноз насчет будущих взаимоотношений израильтян и палестинцев?
-- У евреев есть предновогодняя поговорка: «Следующий год -- в Иерусалиме». Если ее одновременно произнесут иудей, мусульманин и христианин, то это и будет ключ к разрешению ближневосточной проблемы. Речь идет о федеративном государстве для евреев и арабов. Отвергнув его 60 лет назад, ООН совершила большую ошибку. Сейчас лидеры Израиля не готовы отказаться от идеи Иерусалима как единой и неделимой столицы еврейского государства. Но если бы в 1948 году удалось воплотить в жизнь международный статус Иерусалима, то в США не было бы терактов 11 сентября 2001 года, а человечеству эпохи глобализации не грозила в XXI веке глобальная война с терроризмом.
-- Как же быть с планами создания независимого Палестинского государства?
-- А кто и что в него войдет? Только Западный берег реки Иордан? Эти планы неосуществимы без сектора Газа, а он контролируется радикальными исламистами. Более того, сепаратизм начнет разъедать и Израиль, базисом чего станет радикализация полумиллиона евреев, которых собираются переселить из Палестинской автономии в собственно еврейское государство. Помню, как в 1948 году писатель Илья Эренбург сказал мне, что «сионисты не считают себя частью Востока, а потому пожнут бурю посильнее европейской войны». 60 лет прошло, буря не стихает.
-- Какой должна быть линия России?
-- Ближний Восток стал для нас близким, особенно после августовской войны на Кавказе, с завершением которой Пентагон включил все Закавказье в «Расширенный Ближний и Средний Восток». Это понятие ввел Джордж Буш. Нам же надо исходить из того, что Россия находится на стыке расширенного воздействия НАТО на восток и юг постсоветского пространства, включая Черноморье и Центральную Азию. А потому следует озаботиться защитой геополитических интересов России и ее союзников по Организации Договора о коллективной безопасности.
-- Вы более чем за полвека работы на ближневосточном направлении встречались со многими интересными людьми.
-- Был лично знаком с первым главой Палестинской национальной администрации Ясиром Арафатом. Нынешнего палестинского президента Махмуда Аббаса знаю с 1970-х годов, когда он готовил диссертацию в Институте востоковедения и способствовал изданию первого у нас сборника рассказов палестинских писателей, в переводе которых я участвовал.
Еще я долгие годы дружил с Назымом Хикметом и тоже был одним из первых переводчиков стихов этого великого поэта Турции. Он познакомил меня со многими политиками, которые придерживались самых разных мировоззрений, в том числе с коммунистами. Встречался я и с будущим основателем Рабочей партии Курдистана Абдуллой Оджаланом (с 1999 года находится в одиночном заключении на острове Ымралы в Мраморном море. -- Ред.). Курдская проблема в XXI веке стоит наравне с палестинской, и обе они должны быть решены в формате федеративного государства.
Беседовал Александр САМОХОТКИН