Время новостей
     N°239, 24 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.12.2008
Свободные мастерские
Новая артплощадка имеет шанс стать лидером галерейной Москвы
В просторных залах бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» проходит выставка «Вторжение: отторжение». Кураторская группа во главе с директором Baibakov Art Projects Марией Байбаковой отобрала произведения двадцати двух российских художников нового поколения и предоставила все необходимое для их успешной реализации. Располагавшие достаточным бюджетом авторы получили уникальную для московской артсцены возможность экспериментировать и претворять в жизнь смелые творческие идеи. Только специфика залов (площадь порядка тысячи квадратных метров) диктовала свои требования -- были необходимы масштабные, внятно артикулирующие пространство инсталляции. Художники охотно учли это требование.

Самая, пожалуй, интересная и эффектная работа -- «Коррекция дизайна» Алексея Булдакова. В большой стенной шкаф художник поставил обычные офисные папки для бумаг, распределив их по цветовым рядам: красный, зеленый, синий. А затем вырезал в корешках жутковатые, неаккуратные кривые линии -- словно какая-то чудовищная сила, коготь доисторического животного разорвала образованную корешками папок разноцветную стену, обнажив пустоту. Проиллюстрировав конфликт плоскостности и объема, Булдаков дополнительно создал любопытную метафору бунта против упорядоченности, запланированности и, пожалуй, предсказуемости тотального расчета.

Новая работа Ирины Кориной «Без названия» формально схожа с недавней инсталляцией в XL-галерее на «Винзаводе». Художница вновь соединила яркие виниловые формы с архитектурными образами. Но если в XL-галерее, помимо множественности смысловых прочтений работы, доминировала остро переживаемая зрителем скрытая мистическая сила, возникающая в прошлом и спроецированная в настоящее, некая энергия хаотического и неостановимого движения, то на «Красном Октябре» Корина предложила спокойный поэтический образ -- метафору естественности жизни, ограниченной искусственными формами.

Лауреаты премии Кандинского 2009 года группа «ПГ» сделала скучную и посредственную работу, иллюстрирующую расстрел российской VIP-тусовки на каком-то закрытом приеме в Лондоне. Судя по всему, этот выбор организаторов связан со странным убеждением в том, что на выставке должно быть хотя бы одно провокационное произведение.

Группа ABC, главным предметом размышлений и художественных поисков которой является офисная жизнь, и на этот раз не отошла от намеченной творческой концепции. Из старых системных блоков, мониторов и компьютерных плат они смастерили космический корабль -- этакий ретрофутуристический агрегат, на котором можно улететь далеко-далеко от гибельной офисной пыли.

Название выставки «Вторжение: отторжение» формально должно было задавать направление мысли художникам. Однако большинство авторов просто проигнорировали эту рекомендацию, продолжая разрабатывать освоенные ранее сюжеты и техники (Гоша Острецов, Ростан Тавасиев, группа ABC и др.). Но, например, инсталляция Ивана Плюща и Кости Новикова как раз точно обращена к намеченной теме. В небольшом зале художники разместили крошечный домик из оргалита, стены которого «раскрыты» словно лепестки распустившегося бутона. В центре инсталляции, над квадратной платформой, висят веревки с узелками, соединенные со стенами домика. Каждый зритель мог потянуть за веревки и, приложив достаточно усилий, «собрать» домик, отгородившись таким образом от внешнего мира тонкой оргалитовой стеной.

Понятия «вторжение» и «отторжение» воспринимаются как неявно артикулированные вопросы организаторов самим себе и столичной артсцене, в частности: «Может ли молодое современное российское искусство «вторгнуться» в мировой художественный процесс? Или же оно будет отторгнуто международным артсообществом?» Качество представленных работ позволяет говорить о том, что у многих из новой генерации художников есть все возможности для того, чтобы занять достойное место в международном контексте. Просто нужно дать возможность молодым авторам работать без постоянной оглядки на рынок, предоставить им «свободные мастерские», что и было сделано Baibakov Art Projects.

Алексей МАСЛЯЕВ
//  читайте тему  //  Выставки