|
|
N°239, 24 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Все будет соответствовать истине"
СКП собрал доказательную базу против грузинских агрессоров
В Москве в РИА Новости вчера состоялась презентация нового издания об августовской войне в Южной Осетии. Книга «Осетинская трагедия. Белая книга преступлений против Южной Осетии. Август 2008 года» представляет собой сборник фотографий, документов, свидетельств очевидцев и других материалов, вошедших в уголовное дело, которое по факту грузинской агрессии ведет Следственный комитет при прокуратуре РФ (СКП). Представляя книгу, глава СКП Александр Бастрыкин подробно рассказал о самом уголовном деле, а также привел последние данные следствия.
Как рассказал г-н Бастрыкин, дело по факту событий в Южной Осетии пока расследуется по двум статьям УК РФ -- 105-2 (убийство двух и более лиц) и 357 (геноцид), но в перспективе может быть дополнено еще четырьмя -- 353 (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны), 356 (применение запрещенных средств и методов ведения войны), 359 (наемничество) и 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой). Срок следствия продлен до апреля 2009 года. «К этому времени мы закончим расследование, уточним квалификацию, сформулируем фабулу обвинения и систематизируем доказательства, -- пояснил глава СКП. -- После этого материалы будут переданы в МИД, где создана рабочая группа, в состав которой входят и представители СКП. В дальнейшем будут соблюдены все международные судебные процедуры для привлечения виновных к ответственности».
Г-н Бастрыкин не исключил, что будет создан специальный международный судебный орган наподобие Гаагского трибунала, который займется рассмотрением событий в Южной Осетии. Он также не исключил, что если лица, обвиняемые в преступлениях на территории Южной Осетии, окажутся в России, они могут быть задержаны и привлечены к ответственности вне зависимости от занимаемых постов. При этом г-н Бастрыкин подчеркнул: следственные органы «не подгоняют ход расследования под политику, поэтому все, что мы предъявим международному сообществу, будет соответствовать истине».
По словам главы СКП, в распоряжении следствия есть документы, свидетельствующие, что целью грузинской военной операции «Чистое поле» было массовое уничтожение мирного населения и вытеснение оставшихся в живых лиц негрузинской национальности. «Эта операция заранее планировалась, и это дает нам основание в будущем говорить о квалификации действий военного руководства и армии Грузии как действия агрессивного характера, которые были направлены на уничтожение югоосетинского народа как национально-этнической общности», -- заявил он.
«В распоряжении следствия имеется около 600 документов на грузинском и английском языке, изъятых после бегства вооруженных сил Грузии, -- рассказал г-н Бастрыкин. -- Эти материалы мы изучали совместно со специалистами Генштаба, и, по нашей оценке, они представляют собой планы руководства Грузии по применению войск в операции по захвату Абхазии и Южной Осетии. Эти планы были разработаны в 2005--2007 годах, что говорит о заблаговременной проработке в Тбилиси вариантов силовых способов установления контроля над республиками. В них предусматривалось уничтожение объектов как военного, так и гражданского назначения, в том числе сел, где проживают граждане осетинской национальности. Штаб и полигон миротворцев РФ также были отмечены в качестве артиллерийских целей».
Как сообщил глава СКП, в результате военной операции грузинской армии, начавшейся 7 августа в 23.30, достоверно установлена смерть 162 мирных жителей. Это не означает, что жертв было именно столько. По его словам, многие были захоронены сразу же после гибели, в том числе и в братских могилах, а следствие учитывало только тех, чьи анкетные данные удалось установить. В результате военных действий были признаны потерпевшими более 5 тыс. местных жителей. В общей сложности 655 жилых домов полностью уничтожено, а 2139 строений было повреждено. Непосредственно в ходе боевых действий погибли 48 российских солдат, в том числе десять миротворцев, ранены 157 человек. Еще двое военнослужащих числятся пропавшими без вести. Ранее в Генштабе РФ заявляли, что потери российской армии составили 64 человека погибшими и 323 ранеными. Г-н Бастрыкин объяснил это расхождение тем, что военные учитывали общие потери, в том числе и небоевые.
По словам г-на Бастрыкина, со стороны Грузии в военной операции участвовали 17 тыс. солдат, в том числе 2 тыс. резервистов, было задействовано 100 танков, 70 БТР, 30 установок «Град», а также девять штурмовиков Су-25, модернизированных Израилем.
Глава СКП отдельно рассказал о наемниках, которые воевали на стороне Грузии. «Нами получены неопровержимые доказательства участия в этих событиях представителей украинской националистической организации УНА-УНСО», -- сказал г-н Бастрыкин. Об этом свидетельствуют обнаруженные в грузинском анклаве в Южной Осетии личные вещи, фотографии, полевая форма, записные книжки бойцов, а также приказ от 27 июля 2008 года МВД Грузии о закреплении автомашины за командиром отряда боевиков УНА-УНСО Кучеренко. Кроме того, по данным СКП, в состав диверсионных и снайперских групп грузинских подразделений входили американские, чешские, турецкие и украинские наемники.
По словам г-на Бастрыкина, в действиях грузинской стороны имели место нарушения женевской конвенции от 1949 года «О защите гражданского населения во время войны» и женевской конвенции 1980 года «О запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие». Также зафиксированы факты глумления над телами российских солдат грузинскими военнослужащими. На вопрос о возможных преступлениях российских войск против мирного грузинского населения глава СКП заявил, что следствие подобными фактами не располагает.
Анатолий КАРАВАЕВ