Министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился вчера со своим коллегой из Абхазии -- республики, суверенитет которой пока признают
только Россия и Никарагуа. Сергей Лавров и Сергей Шамба вручили друг другу ратификационные грамоты, что означает: договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Абхазией и Россией окончательно вступил в силу.
Договор, как известно, был парафирован министрами иностранных дел в сентябре 2008 года, после того, как в результате военного вмешательства Москвы в события на Южном Кавказе Россия 26 августа признала суверенитет двух самопровозглашенных республик. 18 сентября договор был подписан президентами Дмитрием Медведевым и Сергеем Багапшем. Ратификация в российском Федеральном Собрании состоялась в середине ноября, и 24 ноября президент Медведев подписал соответствующий федеральный закон. Аналогичная процедура, день в день, происходила и с договором России и Южной Осетии, текст которого был полностью калькирован с абхазского (или наоборот). Но на стадии обмена ратификационными грамотами Южная Осетия отстала -- хотя, вероятно, и ненадолго.
Во всяком случае, вчера Южная Осетия фигурировала в новостях исключительно как объект завершенной проверки экспертов российской Счетной палаты, которые нашли там довольно существенные проблемы с освоением российских денег, выделенных на послевоенное восстановление. Аудиторов поразило, например, что из 111 намеченных к восстановлению объектов через четыре с половиной месяца после войны окончательно готовы лишь восемь.
Министр Сергей Лавров, впрочем, упомянул вчера Южную Осетию еще и в связи с газом. Дело в том, что до войны Южная Осетия покупала газ в Грузии. В сущности, это был российский газ, но на территорию самопровозглашенного образования он поступал с грузинской территории, и Цхинвали вполне цивилизованно оплачивал Грузии эти поставки. После войны поставки, разумеется, прервались. Труба, которую «Газпром» тянет в Южную Осетию с российской территории, еще не готова и должна будет заработать не раньше будущего лета. А холода в Цхинвали уже пришли. Это не может не беспокоить югоосетинское руководство, которое рискует лицом к лицу столкнуться с недовольством жителей. И вот вчера Сергей Лавров предложил ОБСЕ постараться убедить Тбилиси возобновить поставки, поскольку грузинские данные о фатальном повреждении ветки, по данным главы российского дипломатического ведомства, неверны.
Характерно, что на этой же пресс-конференции Сергей Лавров фактически предложил той же ОБСЕ в течение недели покинуть Грузию: в результате усилий России действующий мандат миссии ОБСЕ в этой стране не продлен и истекает 1 января 2009 года. Абхазский коллега Сергея Лаврова, г-н Шамба, не выразил ни малейшего сожаления по поводу предстоящего ухода ОБСЕ из Абхазии. А сам г-н Лавров сообщил, что проект нового мандата миссии, согласованный Россией с ее новыми союзниками в Цхинвали и Сухуми, уже готов, но остальные партнеры по ОБСЕ почему-то не горят желанием его принять. Поскольку эта ситуация едва ли изменится до Нового года, после 1 января 2009 года будет ликвидирован последний формальный элемент европейского наблюдения на территориях двух признанных Россией республик.
Зато Россия обещала в ближайшие недели перейти к подготовке и подписанию предусмотренных договорами с Абхазией и Южной Осетией отраслевых соглашений, в частности по вопросам общей обороны. Именно в оборонном соглашении будут определены объем и характер военного присутствия России в этих республиках. Пока считается, что численность российских военнослужащих в каждой из них не превысит 3800 человек. Но Москва, похоже, склонна считать, что определение подобных рамок -- это вопрос исключительно ее двусторонних отношений с Абхазией и Южной Осетией.