|
|
N°239, 24 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Соединение штатских
Министерство обороны России впервые решило привлечь к разработке оружия гражданских ученых и студентов
Министерство обороны открыло еще одну грань идущей реформы вооруженных сил -- впервые в своей истории учредило пять ежегодно выделяемых грантов по 2 млн руб. со сроком выполнения работы до двух лет «на проведение военно-технических научных исследований, а также стимулирование инновационной деятельности по решению актуальных задач в области обеспечения обороноспособности государства». Говорят, идея принадлежит лично министру Анатолию Сердюкову.
Прежде для решения научно-технических проблем в рамках исследования по государственному оборонному заказу в военном ведомстве привлекали в основном конструкторские и научно-исследовательские организации оборонно-промышленного комплекса и силовых ведомств. Но научный потенциал гражданских вузов, в том числе имеющих мировое значение, использовался явно недостаточно. Практика проведения различных конкурсов научно-технического характера и у нас в стране, и за рубежом показала: при весьма умеренных затратах можно получить новые идеи, претворение в жизнь которых позволит решить многие задачи. Этот широко распространенный в мире опыт решили использовать и наши военные.
Механизм грантов выбран как наиболее эффективный и менее затратный путь. «Отсутствие подобных инструментов у Минобороны России сдерживало инициативу творческой молодежи, способной находить нестандартные и эффективные решения, в том числе в совершенствовании существующих систем вооружения и создании новых», -- сказал вчера председатель военно-технического комитета управления начальника вооружения Вооруженных сил России, кандидат технических наук генерал-майор Анатолий Крайлюк, ответственный за проведение конкурса. Среди потенциальных соискателей грантов комитету видятся столичные МГТУ им. Баумана, МИФИ, МФТИ, МГУ, Сибирское отделение РАН, политехнические вузы по всей стране. О военных ученых и курсантах военных вузов речь в данном случае не идет.
Еще 21 июля 2008 года министр обороны издал приказ №347 «Об учреждении грантов Министерства обороны РФ на проведение военно-технических научных исследований». Сформирован совет по грантам, который возглавил начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров. Это назначение можно объяснить предыдущей должностью генерала Макарова -- начальник вооружения. На сегодня утверждены организационные документы. Следующим шагом стало формирование перечня направлений военно-технических научных исследований. Он утвержден менее месяца назад. Затем объявлен конкурс. Сейчас идет прием заявок, который продлится до конца января.
Известен и перечень исследований, которые Минобороны планирует поощрять грантами. Среди пунктов перечня, в частности, пути парирования угроз военной безопасности асимметричными методами. Дается и примерная проблематика исследований: новые формы и способы вооруженной борьбы, средства преодоления ПВО и ПРО, борьба с высокоточным оружием, бесконтактные военные действия. Следующее направление -- создание новых видов оружия на основе перспективных технологий. Оно подразумевает работу над нетрадиционными образцами вооружения, использование при этом нанотехнологий, микроминиатюризации, роботизации, нетрадиционных источников энергии.
Конкурсантам предлагается также поработать над средствами информационного противоборства. В этом разделе привлекает «глобальный мониторинг сетей общего и специального использования». Понятно, что это съем информации, то есть разведка. Тут же значатся «контрагенты», коим предлагается поработать над методами и средствами защиты информационных ресурсов военного назначения». В этом же пункте упоминаются сетецентрические системы управления.
В пункте о повышении качества военно-технических систем говорится, в частности, о технологии и материалах для повышения боевых свойств систем и объектов. Наконец, в рамках развития средств обеспечения и подготовки вооруженных сил речь идет, в частности, о защите личного состава в ходе боевых действий, а также о повышении противодиверсионной и антитеррористической защищенности военных объектов.
«Примерная проблематика -- это не тема исследования напрямую, а подсказка для конкурсантов», -- уточняет генерал Крайлюк. По его мнению, на ближайшие лет 30 ключевыми направлениями модернизации армий будут развитие средств информационного обеспечения, информационного противодействия и разведки. По каждому направлению перечня сформированы комиссии, состоящие из экспертов -- как правило, представителей военной науки и ОПК. Их советы послужат основой для решения совета по грантам. Сумма 2 млн руб. взята из практики. Действительно, в рамках разных грантов и задачи решаются разные. Чаще всего гранты выдаются для реализации конкретной сформулированной идеи.
Например, управление по перспективным исследованиям минобороны США проводило в этом году прием заявок на гранты по разработке самолета-амфибии, то есть летательного аппарата, который выполнял бы еще и функции подводной лодки. Пентагон выставил конкретные требования по массогабаритным характеристикам, решению задач целевого назначения. Работа по такому гранту стоит значительно дороже, поскольку здесь требуется обоснованное решение выдвинутой идеи с технико-экономическим обоснованием. «Мы же не требуем от конкурсантов сконструировать новый «Наутилус» -- мы просим сформулировать идею», -- говорит генерал Крайлюк (название "Наутилус" носила подводная лодка, которую американский изобретатель Роберт Фултон предлагал Наполеону как секретное оружие против Англии, впоследствии Жюль Верн в своем знаменитом романе нарек этим именем субмарину капитана Немо).
Российский конкурс делает лишь первый шаг. Военные признают: им сейчас важно понять, способны ли они говорить на одном языке с гражданскими учеными в формулировании идей. Право на интеллектуальную собственность, несмотря на выданные деньги по гранту, остается за автором идеи. Ограничение лишь одно -- при официальном опубликовании материалов исследований автор должен обязательно сделать ссылку: работа выполнена при финансовой поддержке Минобороны России. «Идея не патентуется, патентуется конкретное техническое решение», -- уточнил руководитель военно-технического комитета.
Отвечая на вопрос «Времени новостей», как быть с секретностью и не станет ли открытый перечень направлений исследования указателем иностранным разведчикам на наши острые нужды, генерал Крайлюк успокоил: официальные экспертные органы посчитали перечень несекретным. Однако если в ходе исследований на материалы, составляющие государственную и военную тайну, потребуется наложить ограничения или грифы секретности, они будут наложены.
На сайте Минобороны создан электронный почтовый ящик -- на случай, если у претендентов на гранты, конкурсантов возникнут вопросы. На этот же адрес можно посылать и заявки, продублировав их позже документально. При условии положительного опыта перечень направлений исследований для армии, заказанных гражданским ученым, будет расширен.
Николай ПОРОСКОВ