Время новостей
     N°239, 24 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.12.2008
По страсбургскому счету
В 2008 году Россия стала основным поставщиком жалоб в Европейский суд по правам человека
Решение, которое Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес по делу бывшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна, является не просто благим пожеланием, а полноценным вердиктом, подлежащим исполнению. Об этом напомнил судья ЕСПЧ, избранный от России, Анатолий Ковлер, выступая вчера на научной конференции в Российской академии правосудия. «Ратифицировав десять лет назад Европейскую конвенцию по правам человека, Россия признала обязательность юрисдикции Евросуда на всей территории нашей страны, -- заявил, в частности, г-н Ковлер. -- Я хотел бы напомнить об этом факте тем лукавым комментаторам, которые до сих пор пытаются навязать мысль о том, что ЕСПЧ -- всего лишь вспомогательный орган, решения которого носят силу консультативных заключений, не более того».

Напомним, что Страсбургский суд в своем решении постановил: в отношении г-на Алексаняна были нарушены несколько статей Европейской конвенции. «Изучив в приоритетном порядке поистине трагические обстоятельства, связанные с предварительным заключением тяжело больного заявителя в СИЗО с 7 апреля 2006 года, суд пришел к единогласному заключению о том, что в первую очередь была нарушена ст. 3 конвенции -- запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения», -- пояснил Анатолий Ковлер. Властям предписано избрать иную, разумную меру пресечения. «Прошу обратить внимание на то, что акцент был сделан на слове «разумная», -- добавил страсбургский судья.

«Нельзя забывать о таком принципиальном вопросе, как гуманизация закона и порядка его применения», -- процитировал г-н Ковлер первое президентское послание Дмитрия Медведева Федеральному Собранию. Вообще представитель России в Страсбургском суде несколько раз апеллировал к этому выступлению президента перед парламентариями -- в частности, он напомнил, что г-н Медведев призвал усилить «национальный механизм применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод». «Я очень рад, что впервые позиция Европейского суда и российских властей совпала -- и это я считаю главным итогом уходящего года, -- подчеркнул судья. -- Наконец власть устами руководителя государства и с прямой ссылкой на практику ЕСПЧ признала наличие системных проблем в российском правосудии». Среди этих проблем: массовые нарушения прав россиян на полное и своевременное исполнение судебных решений, отсутствие механизма возмещения ущерба, причиненного гражданам при нарушении их права на судопроизводство, крайне ограниченные возможности получать достоверные сведения о функционировании судебной системы.

«В целом Россия остается основным поставщиком жалоб в Европейский суд, -- констатировал г-н Ковлер. -- 26% обращений, полученных Страсбургом, поступили из нашей страны». С одной стороны, заметил судья, все разговоры, что вал жалоб из России нарастает, не имеют под собой почвы -- пик пришелся на 2006 год, когда в Страсбург поступило более 12 тыс. обращений из России. «За десять месяцев 2008 года суд принял к производству 8061 жалобу», -- привел статистические данные Анатолий Ковлер. Однако, с другой стороны, выросло количество исков, которые суд принимает к производству и рассмотрению. По числу решений, вынесенных ЕСПЧ по жалобам из России, этот год был рекордным. «По моим предварительным подсчетам, в 2008 году мы приняли 245 постановлений по «российским» делам, -- рассказал судья Ковлер. -- При этом государством было выиграно вчистую лишь девять жалоб, и еще пять частично были удовлетворены в пользу государства».

По словам представителя Евросуда, по-прежнему высок процент обращений в связи с неисполнением российскими чиновниками судебных решений, а также по социальным выплатам и по «квартирному вопросу». «В уходящем году примерно 50% постановлений, принятых судом, касалось именно этих категорий заявлений», -- сообщил Анатолий Ковлер. Более 20 решений было вынесено по поводу «странного» применения российскими служителями Фемиды законодательства о пересмотре дел в порядке надзора. «Сначала решение суда не исполняется, а потом это -- неисполненное -- решение отменяется вышестоящим судом в надзорном порядке», -- по словам г-на Ковлера, такой казус типичен для отечественного судопроизводства. «Новым элементом в этой достаточно тоскливой картине является рост количества жалоб (и, соответственно, увеличение числа постановлений) по неисполнению признанных российскими судами обязательств государства в отношении военных пенсионеров и кадровых офицеров -- в том числе по предоставлению квартир и выплате боевых», -- рассказал судья.

Множество жалоб касается условий содержания в следственных изоляторах и обоснованности применения такой меры пресечения. как арест. «Обращения, поступающие в Страсбург, буквально вопиют о практически исключительном избрании отечественными судьями ареста и других вариантов заключения под стражу при почти полном игнорировании других мер пресечения, упомянутых в УПК», -- отмечает г-н Ковлер.

Отдельная категория жалоб -- сообщения о жестоком обращении с подследственными в СИЗО, заключенными и военнослужащими-срочниками. Анатолий Ковлер напомнил, что в мае этого года Страсбургский суд удовлетворил жалобу заключенных одной из колоний Пермского края, поддержанную региональным уполномоченным по правам человека, -- осужденные сообщили о том, что их избивали сотрудники отряда спецназначения ФСИН. «Впервые это жестокое избиение суд квалифицировал как пытку», -- подчеркнул судья Ковлер.

«Коль скоро речь зашла о решениях, вынесенных в связи с нарушением ст. 3 Европейской конвенции -- о запрещении пыток и обращения, унижающего человеческое достоинство, то нельзя не упомянуть о рекордном числе «чеченских» постановлений, -- заметил представитель Страсбургского суда. -- В этом году было вынесено 40 решений по жалобам из Чечни -- это больше, чем за все предыдущие годы, вместе взятые».

В целом же, подвел неутешительный итог состояния российского правосудия Анатолий Ковлер, несмотря на снижение абсолютных показателей числа поступивших обращений, количество серьезных жалоб из России, имеющих шанс быть рассмотренными Европейским судом по правам человека, неуклонно увеличивается.

Михаил МОШКИН