|
|
N°242, 29 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"В России редко появляются новые первые лица при живых прежних"
Политики и политологи об итогах года
В России в 2008 году поменялись президент и правительство. Первую половину года страна жила в атмосфере бурного экономического роста и стабильности, а во второй ее накрыла волна глобального кризиса. Основные политические итоги этого бурного года корреспонденты "Времени новостей" Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА и Наталья РОЖКОВА попросили подвести политиков и политологов.
Михаил ГРИШАНКОВ, депутат фракции «Единая Россия»:
-- Один из важнейших политических итогов года -- перевыборы президента и формирование новой системы власти. Был смещен ряд акцентов в деятельности правительства. Не могу не затронуть также тему, которой занимался достаточно давно, -- развитие антикоррупционного законодательства. Антикоррупционный пакет принят, сделан очень серьезный шаг, но предстоит еще очень много работы. Также нельзя не отметить тему, связанную с Кавказом. Несомненно, активная позиция России и ответственность российского руководства за принятие решения о вводе войск и признании независимости Абхазии и Южной Осетии -- это шаг, который был признан и поддержан большинством населения страны. Главное, что после того, как за рубежом получили объективную информацию о тех событиях, многие политики признали: Россия по-другому просто не могла поступить, и это было верное решение.
Иван МЕЛЬНИКОВ, первый заместитель председателя ЦК КПРФ, вице-спикер Госдумы:
-- Безусловно, главный итог года -- крах той экономической модели и социально-экономической политики, которая проводилась долгое время. Уверен, случись подобное на год раньше, мы бы жили в иной стране, так как власти не удалось бы получить большинства на выборах в Государственную думу. Теперь уже всем ясно, что существование на средства от экспорта нефти и газа, политика размещения стабилизационного фонда на Западе вместо восстановления промышленности и вложения средств в социальную сферу и инфраструктуру провалились с треском. Что бы кто ни говорил сегодня про подушку безопасности, это все слова. Так как если бы финансовая политика и приоритеты были изначально иными, то никакие подушки нам были бы не нужны.
Естественно, среди основных итогов года появление нового президента Дмитрия Медведева. Рано давать глобальные оценки его действиям, но сам тот факт, что сменилось первое лицо, -- это важный момент, так как в России редко появляются новые первые лица при живых прежних. И уж тем более сложно вспомнить, когда бы прежнее первое лицо стало формально на ступень ниже. Так что дело это уникальное, и такая комбинация привела к серьезным изменениям расклада сил внутри власти, породила немало интриг, которые еще неизвестно чем закончатся.
Важнейшее событие -- признание независимости Южной Осетии и Абхазии со стороны России. И неважно, что большинство государств пока не решилось на этот шаг. Сделано главное: их признала Россия. Конечно, очень жаль, что к этому решению пришли через кровь, но тем не менее сделан важнейший шаг по стабилизации позиций России на Кавказе, недопущению разжигания войны со стороны заинтересованных в этом сил. Приятно, что большую роль в этих процессах сыграла КПРФ и мировое левое движение в целом. Уверен, мало кто будет отрицать этот факт.
Что касается чисто думской, законотворческой работы, то законопроектов, от которых есть хоть какое-то удовлетворение, не так много. Среди них увеличение размера базовой части пенсии. Установление размера и сроков выплаты пособий по безработице. Повышение минимального размера оплаты труда. Новый уровень оптимального размера суммы вклада, покрываемого страховой защитой в 700 тыс. руб. вместо прежних 400 тыс. Да и то, сложно радоваться этим законопроектам, ведь они хоть и верные, но служат амортизаторами неправильной в целом политики.
Для КПРФ важным итогом года является 13-й отчетно-выборный съезд нашей партии. Впервые за долгое время мы провели его с большим размахом. То, что к нам приехали делегации 83 партий со всего мира, аккредитовалось порядка 200 журналистов, говорит о том, что партия снова находится в фокусе внимания общества. Думаю, год стал мостиком в переходе от политической ситуации «болота» к реальной политике, так как в ближайшей перспективе общество перестанет молчать.
Николай ЛЕВИЧЕВ, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме:
-- Недавно мы опросили москвичей на улице, и большинство назвали в качестве основных политических итогов года избрание нового президента России. Помимо этого для нас оказалось судьбоносным решение России о признании двух новых независимых государств -- Южной Осетии и Абхазии. Люди, конечно, начинают склонять на разные лады слово «кризис». Тут, правда, итогов еще нет, но есть предощущение. Что-то тревожное витает в воздухе. Ну а для нас -- для партии и для фракции -- стало важным итогом международное признание нашей политической значимости, я имею в виду наше вступление в «Социалистический интернационал».
Игорь ЛЕБЕДЕВ, руководитель фракции ЛДПР в Госдуме:
-- Год начался с того, что мы окончательно сформировали все органы государственной власти в стране: фактически начала работать Государственная дума V созыва, в марте был избран новый президент, следующим шагом стало утверждение нового председателя правительства. Главным итогом работы Госдумы за этот год я считаю принятие поправок в Конституцию. До этого года Конституция у нас считалась священной коровой, и никто ее трогать не смел. Сейчас, с приходом нового президента, были внесены первые за 15 лет поправки о продлении сроков полномочий главы государства и Думы и подотчетности правительства Думе. На мой взгляд, это два наиболее важных законопроекта в смысле политических итогов года страны в целом и Государственной думы в частности. Очень важен для страны предложенный президентом и принятый Думой блок законопроектов о борьбе с коррупцией. Несомненно, я считаю эти законопроекты крайне актуальными, но не согласен с поправками, внесенными в них депутатами. На мой взгляд, они ослабили жесткие и бескомпромиссные меры, предложенные главой государства. Но в итоге эти законы хоть что-то дают, принятие этого блока законопроектов большое достижение. Ведь до этого в сфере борьбы с коррупцией не делалось вообще ничего. Несомненно, крайне важен весь блок законопроектов, связанных с экономическим кризисом. Конечно, этих вопросов не было в повестке работы на осеннюю сессию, но жизнь заставляет парламент перекраивать свою работу и принимать те законы, которые действительно нужны, а не просто стоят в плане. Очень важны законопроекты, направленные на повышение уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан, на снижение нагрузки на малый бизнес с точки зрения всевозможных проверок. Из законопроектов, предложенных нашей партией и принятых Госдумой, хочу отметить изменения закона «О Государственном флаге Российской Федерации». Я, как футбольный болельщик, рад тому, что появилась возможность болеть за любимую команду с флагом нашей страны.
Михаил КАСЬЯНОВ, лидер «Российского народно-демократического союза»:
-- 2008 год был четко выстроен по всем законам драматургии. Три главных его события связаны между собой в неразрывную логическую цепочку. Сначала завязка -- имитация выборов и назначение нового президента, которое внешне прошло без сучка и задоринки, но на деле только усугубило долго обострявшиеся и накапливавшиеся политические противоречия. Затем кульминация сюжета, российско-грузинская война, наглядно продемонстрировавшая всем направление эволюции «двуглавого» режима. Наконец, сейчас мы наблюдаем самое начало развязки -- крах модели «суверенной демократии» и капитализма для «своих». Это и есть главный итог года.
Леонид ГОЗМАН, сопредседатель партии «Правое дело»:
-- Главный итог года -- это экономический кризис. Видно, что и мир, и мы после выхода из кризиса будем другими. Наша задача -- сделать так, чтобы эти изменения -- в нашей экономике, политике, социальной сфере, положении на международной арене -- пошли нам в плюс, а не в минус. Если говорить о нашей стране, то, конечно, важным итогом года стало возникновение тандема Путин--Медведев. Кто-то считал, что Медведев будет сидеть для виду, а всем управлять -- все равно Путин. Но этого не случилось, у нас настоящий тандем, что является значительно более сложной системой власти. В плюс она или в минус, трудно сказать. Мне нравится, что в лексикон руководства страны вернулось слово «свобода», его там восемь лет не было. Слова, произнесенные столь высокопоставленными людьми, сами по себе очень значимы, их не стоит недооценивать. В то же время очень тревожат некоторые последние действия: закон об отмене суда присяжных для террористов, закон о государственной измене, поправки в Конституцию о продлении срока президентских полномочий, а также какие-то странные действия властей, несколько истеричные, в ответ на протесты в связи с таможенными пошлинами на иномарки. ОМОН никак не может считаться хорошим инструментом для диалога. Причем для диалога с абсолютно нормальными людьми, которые выдвигают нормальные и понятные любому человеку требования. Пользуясь случаем, хочу сказать, что партия «Правое дело» полностью поддерживает позицию участников этих митингов и осуждает использование ОМОНа при их подавлении.
Для меня разочарованием года была война в Южной Осетии. Я никак не думал, что ее могут допустить. Тем более что это война на постсоветском пространстве со страной, культура которой внесла огромный вклад в культуру русскую, и наоборот. Мы переплетены веками.
Иосиф ДИСКИН, сопредседатель Совета по национальной стратегии:
-- Год был високосным, и это связано в первую очередь с финансовым кризисом. Самые главные события: успешно завершилась операция «Преемник», была продемонстрирована политическая воля руководства России в конфликте с Грузией, и третье -- власть после некоторого короткого смятения вполне собралась и приступила к энергичной борьбе с экономическим спадом. Смятению было от чего начаться: приходится бороться с тяжелым спадом. 11% производственного спада за ноябрь, и, думаю, 20% добавится за декабрь -- это неслабое испытание для экономики. Но растерянность прошла, и в экономике тоже ситуация стабилизируется: восстанавливаются кредитные потоки и спрос в целом для некоторых отраслей. Например, в металлургии сначала был спад 30--40%, а сейчас уже январские заказы показывают, что реальный спад процентов 10. Спад цен на нефть тоже остановлен, дно, мне кажется, пройдено. Беспрецедентно холодная зима в США и Западной Европе потащит за собой истощение запасов нефтепродуктов, и если страны ОПЕК будут соблюдать все договоренности, мы к февралю-марту выйдет на уровень 55--60 долл. за баррель, что обеспечит России бездефицитный бюджет. Но несмотря на весь мой оптимизм, кризис будет долгим и тяжелым, хотя и не катастрофическим. Он потребует перестройки системы корпоративного управления: необходимо дисциплинировать и приводить в чувство государственную систему, потому что с такими издержками идет помощь реальному сектору. И конечно, надо что-то делать с коррупцией: экономическая помощь сопровождается такими откатами, что впору за голову хвататься.
В целом с началом президентства Медведева закончилась не только путинская, но и постсоветская эпоха. Теперь экономика и политика России функционируют по собственным внутренним законам, на которых уже мало отблеска советских времен.
Игорь БУНИН, генеральный директор Центра политических технологий:
-- Год был богат на события и на точки бифуркации, то есть моменты, когда происходит выбор пути. Предыдущий год завернулся парламентскими выборами и предложением Путина сделать новым президентом Медведева. Понятно, что президентские выборы были по сути безальтернативны, но все-таки это важный факт: в истории России второй раз бесконфликтно произошла передача власти от одного президента к другому. Далее была идея с программой «Единой России» сначала на 2008--2012 годы, а потом и до 2020-го. Идея была проста: за четыре года мы подготовимся к «прыжку», и к 2020 году у нас возникнет новая модернизированная Россия. Одновременно были внесены и новые акценты в политическую программу в виде относительной либерализации. Еще одно событие, которое могло вызвать бифуркацию, -- война с Грузией. Но скоро стало ясно, что война не отразится на основных внешнеполитических ориентирах России, что Запад не станет консолидировано бороться с Россией и не будет ни изоляции, ни «железного занавеса». Можно сказать, что первые девять месяцев -- до конфликта с Грузией -- Медведев и Путин работали в духе преемственности с некоторыми элементами обновления. Все изменилось после начала финансового кризиса. Он требует пересмотра всего. До него была высокая степень оптимизма: что мы можем справиться со всеми проблемами и построить все, что задумано, и во Владивостоке, и в Сочи. Выяснилось, что это становится невозможным, а идея "догнать и перегнать Америку к 2020 году" пока отодвигается в неопределенное будущее. Кризис -- это новая бифуркация для России. Встает вопрос, с кем будет власть, будет ли она решать все проблемы с помощью бюрократии и силовых структур или постарается не видоизменять тот социальный контракт, который образовался у путинской системы власти с обществом. Контракт предполагал, что все властные полномочия народ передает Путину и его преемнику и не вмешивается в политику, за что власть обеспечивает рост экономики и минимальную социальную справедливость. А сейчас нужна модернизация, общество должно участвовать в политической жизни. Другой вариант -- уповать только на властную вертикаль или на силовую компоненту. Выбор между этими двумя путями власти придется делать уже в первом квартале нового года.
Георгий САТАРОВ, президент фонда ИНДЕМ:
-- Если говорить о мировой политике, то главный политический итог года -- победа Барака Обамы на президентских выборах в США, а в российской политике -- совершенно безнравственные поправки к Конституции. С учетом кризиса мы сейчас переходим от путинской эпохи к новой фазе -- краху системы. Потому что эта система может быть стабильна в чрезвычайно комфортных условиях, но не может адаптироваться к кризисам. Она принципиально неадаптивна, и кризис это уже показал.
Дмитрий ОРЕШКИН, независимый политолог:
-- Три главных события для России. Номер один -- экономический кризис, который имеет перспективы перехода в социальный и, возможно, в политический. Номер два -- война в Грузии, которая переоценила позиции России на международном рынке и увела Россию в международную изоляцию, что бы мы ни думали по этому поводу. И номер три -- некоторые изменения в правящем тандеме Медведев--Путин. Стало понятно, что это не единое целое, а два разных человека, которые постепенно расходятся в стороны. Скорее, это происходит по объективным причинам: вокруг них консолидируются разные группы влияния с разными представлениями о том, как следует себя вести в ситуации, которая сложилась благодаря экономическому кризису и войне в Грузии. Мне представляется, что мы имеем дело с зарождением реальной модели разделения властей. Главный человек у нас по-прежнему Путин, но Медведев много работает, всерьез относится к своим обязанностям, и у него есть не зависящие от Путина сферы влияния. То есть, мне кажется, мы переходим к тому, что в теории называется разделением властей. Путин занимается хозяйством, телевидением, войной, большой политикой. А Медведев пытается себя постулировать как человека, отвечающего за кадровую политику, в том числе региональную, международные связи, политическую стратегию развития в стране. По необходимости они стараются сохранить хорошие отношения, но и в конфликты вступают, поскольку за ними стоят разные группы влияния. Сохраняя внешнюю тандемистость, они на ощупь определяют зоны влияния. Это тот самый случай, который можно назвать демократией сверху: реальное разделение властей уничтожено, парламент и суд не являются самостоятельными силами, зато самостоятельными являются группы влияния Путина и Медведева. Это вполне повторяет эволюцию европейских государств на стадии перехода от феодализма к буржуазной парламентской форме правления.
Михаил ВИНОГРАДОВ, генеральный директор Центра политической конъюнктуры России:
-- Самым главным в политической жизни страны было то, что были реализованы противоречивые желания самых разных группировок. Кто хотел изоляции -- получили изоляцию в связи с конфликтом в Южной Осетии. Кто хотел открытости в международной сфере -- получили победу Обамы в США. Кто хотел сильной власти -- имеют президентские выборы и сохранение у власти Путина и Медведева. А кто хотел расшатывания ситуации -- получили социальный кризис в конце года. Конечно, с уходом Путина с поста президента в мае не закончилась «путинская эпоха», но экономический кризис теперь подводит некий рубеж под предыдущим этапом в истории России. Теперь главная интрига -- произойдет ли воссоединение социальной и политической жизни в России. До сих пор они существовали сами по себе, и противоречия, возникавшие в обществе, редко выходили на политический уровень.
|