«Аэрофлот» отказался от идеи присоединить к себе «Сибирь» -- вторую (после него самого) по размерам авиакомпанию России. Зато теперь российский национальный авиаперевозчик не исключает возможности принять под управление национальную авиакомпанию Венгрии Malev. Об этом рассказал вчера заместитель гендиректора «Аэрофлота» Михаил Полубояринов. Он также сообщил, что прибыль "Аэрофлота" за девять месяцев сократилась по сравнению с показателями прошлого года более чем вдвое и что обещанная правительством финансовая поддержка гражданской авиации при ближайшем рассмотрении оказалась невыгодной.
Официально вчерашняя пресс-конференция г-на Полубояринова была посвящена финансовым итогам деятельности авиакомпании за первые девять месяцев года. Год выдался для гражданской авиации трудным. Достижения «Аэрофлота» оказались предсказуемо скромными, поэтому основное внимание прессы привлекли не они, а важные изменения, происшедшие в ближайших планах «Аэрофлота».
Компания отбросила
идею объединиться с «Сибирью», выдвинутую генеральным директором «Аэрофлота» Валерием Окуловым всего два месяца назад. «Для консолидации внутренних перевозок» г-н Окулов желал приобрести как 25,5-процентный госпакет акций «Сибири», так и ее остальные акции, контролируемые частными совладельцами. Однако экономический анализ, по словам г-на Полубояринова, выявил бесперспективность такого плана. «Мы проанализировали финансовое состояние «Сибири» и поняли, что там не с чем объединяться», -- сказал он вчера.
Между тем еще один потенциальный инвестор -- Национальная резервная корпорация (НРК) Александра Лебедева -- имеет иной взгляд на «Сибирь». В начале декабря
г-н Лебедев в качестве председателя совета директоров НРК выразил желание продать государству принадлежащие НРК 30% акций «Аэрофлота» и вложить в «Сибирь» вырученные деньги, а также собственные авиационные активы в компаниях Blue Wings и Red Wings. Потеря «Аэрофлотом» интереса к «Сибири» теоретически повышает шансы НРК на осуществление ее собственного инвестиционного проекта. Тем не менее источник, близкий к г-ну Лебедеву, вчера не смог однозначно подтвердить «Времени новостей», что слияние авиационных активов НРК с «Сибирью» стало более вероятным. «Этот проект имеет смысл лишь в том случае, если г-н Лебедев сумеет продать свой пакет «Аэрофлота» по приемлемой цене. А получится ли у него это, большой вопрос», -- считает источник.
Пресс-секретарь «Сибири» Ирина Колесникова вчера сказала, что компания пока не дает комментариев относительно взаимоотношений с «Аэрофлотом» и НРК.
Между тем г-н Полубояринов вчера выразил интерес «Аэрофлота» к другой авиакомпании -- венгерской Malev, контролируемой бывшим гендиректором «Красноярских авиалиний» Борисом Абрамовичем. Буквально днем раньше другой замгендиректора «Аэрофлота» -- Лев Кошляков говорил «Времени новостей», что переговоров о приобретении этой компании российский авиаперевозчик не ведет. Вчера г-н Полубояринов уточнил: речь идет не о приобретении, а об управлении Malev «Аэрофлотом» в том случае, если венгерская компания перейдет в собственность российского Банка развития (Внешэкономбанка). «Сейчас ВЭБом проводится глубокое обследование Malev, чтобы понять, сможет ли авиакомпания выжить», -- сообщил г-н Полубояринов. Он, впрочем, назвал финансовое состояние венгерской компании сложным.
Трудности, с которыми приходится сталкиваться самому «Аэрофлоту», Михаил Полубояринов проиллюстрировал цифрами. По его словам, чистая прибыль группы компаний «Аэрофлот» по МСФО за девять месяцев года составила 152 млн долл. -- ниже показателей за соответствующий период 2007 года на 56,8%. Г-н Полубояринов объяснил снижение дороговизной авиационного топлива в течение 2008 года.
Попутно он поставил под сомнение действенность государственных мер финансовой поддержки на общую сумму 30 млрд руб., обещанных российским авиакомпаниям вице-премьером Сергеем Ивановым в конце ноября. Г-н Полубояринов сказал, что к претендентам на получение кредитов в рамках этой программы предъявляют те же требования, что и к обычным клиентам коммерческих банков. «Никакого «золотого дождя» здесь нет», -- отметил он. Более того, по его словам, сейчас Газпромбанк в рамках обычного коммерческого кредитования ссужает «Аэрофлот» под более низкий процент, нежели предполагается условиями программы господдержки.
Источник в Минтрансе подтвердил вчера «Времени новостей», что пока ни одна из обратившихся за господдержкой авиакомпаний средств по этой программе не получила. «Тем не менее мы ожидаем, что эти деньги поступят авиаперевозчикам в начале следующего года. Их должны получить компании, обеспечивающие 90% пассажирских перевозок в России», -- отметил наш собеседник.