|
|
N°239, 24 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Беззалоговый аукцион
У непарламентских партий не прибавится шансов на участие в выборах
За отмену избирательного залога на федеральных парламентских выборах проголосовали на днях депутаты Госдумы. Изменения к законам «Об основных гарантиях избирательных прав» и «О выборах депутатов Государственной думы», предложенные ранее законодательным собранием Пермского края, были одобрены в первом чтении. Представляя законопроект пермских коллег, первый заместитель главы комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец заявил, что ко второму чтению он будет доработан с учетом поправок, предложенных группой депутатов-единороссов. После принятия поправок в окончательном виде понятие «избирательный залог» должно исчезнуть из политического лексикона россиян на выборах всех уровней -- от федеральных до местных. Для того чтобы получить право на строчку в избирательном бюллетене, надо будет собирать подписные листы.
При голосовании представители четырех фракций проявили редкостное единодушие: противников и воздержавшихся не было. Это и понятно: заседающие в Госдуме партии отмена залога никак не касается, поскольку закон обеспечивает им автоматическую регистрацию списков и одномандатников на любых выборах. Правда, коммунисты и эсеры в процессе обсуждения вспомнили и о братьях своих меньших -- непарламентских партиях. Член КПРФ Валентин Романов призвал коллег «более трезво посмотреть на сбор подписей, там тоже очень много проблем».
Геннадий Гудков («Справедливая Россия») высказался без обиняков: «Мы знаем, что требование о сборе подписей направлено против оппозиции для того, чтобы отсекать на выборах тех, кто не должен пройти». Его поддержала коллега по фракции Елена Драпеко, назвавшая отмену залога «полумерой» и прямо призвавшая отменить сбор подписей. В ответ на это г-н Москалец рекомендовал защитникам оппозиции пока «оставить законопроект в покое», а все необходимые поправки внести позднее. Излишне напоминать, что без благословения Кремля и «Единой России» идея ликвидации института подписных листов обречена в зародыше.
«Отмена залога -- мера популярная, мотивация очевидна: те партии и кандидаты, которые имеют больше финансовых ресурсов, получают конкурентное преимущество при регистрации, -- сказал корреспонденту «Времени новостей» заместитель генерального директора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. -- Если брать идеальную конструкцию, то партии и кандидаты должны мобилизовать своих сторонников, вести агитацию при сборе подписей. Однако сейчас сторонники партий не собирают подписи, это бизнес, которым занимаются специальные компании. Так что для сбора подписей сегодня тоже нужен финансовый ресурс, за идею просто так никто не работает».
Между тем в последние годы попытки зарегистрировать списки партий по автографам избирателей были в большинстве случаев провальными. Так, на региональных выборах в октябре этого года было зафиксировано восемь отказов в регистрации из-за некачественных подписных листов. Связано это в первую очередь с тем, что перед избирательным циклом 2007--2008 годов был резко уменьшен предельно допустимый процент брака в подписях. Раньше разрешалось иметь до 25% недостоверных и недействительных автографов, теперь -- только 5%. При этом «брак» -- далеко не всегда намеренная фальсификация. Подпись может быть признана недействительной потому, что, например, сторонник партии, вписывая в документы свой адрес, не указал перед названием города область, в которой этот город расположен. А осенью в одном из регионов с выборов сняли ныне самораспустившуюся Партию мира и единства Сажи Умалатовой -- подписи у ее соратников были хорошие, но в последний момент партия внесла изменения в первую тройку списка, в результате чего сданные в избирком документы стали формально недействительными.
Неудивительно, что представители малых партий не в восторге от нововведения с отменой залога. «Я боюсь, что реализация этого проекта будет означать, что решать будут не избиратели, а избирательные комиссии -- сегодня любые подписи можно объявить недействительными», -- заявил Леонид Гозман, сопредседатель партии «Правое дело», которая пока еще не получила регистрацию в Минюсте, но уже претендует на хороший результат на думских выборах 2011 года. «Участие непарламентских партий в выборах станет еще более затруднительным», -- сказал корреспонденту «Времени новостей» Евгений Шевченко, член экспертного совета при председателе ЦИК и представитель партии «Патриоты России» -- одной из немногих малых политорганизаций, которые все еще держатся на плаву. «В регионах мы встречаемся с произволом чиновников, которые могут оспорить любые подписи, -- говорит он. -- В прошлом году в Ленинградской области на выборах в заксобрание у нас было 30 тыс. автографов всего с 3--4% брака, а избирком обратился в прокуратуру с требованием проверить всех подписавшихся! Из 30 тыс. около 10 человек отказались от своих подписей -- кому же приятно, когда присылают повестку, вызывают в органы».
В арсенале избиркомов есть и еще один, более действенный способ: прокурорская проверка сборщиков. Один испугавшийся вызова в органы сборщик дает возможность объявить недействительными все собранные им листы с тысячами подписей. Этот ход применялся, в частности, при проверке подписных листов экс-премьера Михаила Касьянова, которому в начале 2008 года было отказано в регистрации на президентских выборах.
Кроме того, напоминает Евгений Шевченко, подписи сборщиков по закону положено заверять нотариально, а это тоже непросто: «Мы сталкивались со случаями, когда региональные власти за пару дней до окончания сроков дают нотариусам негласное распоряжение не работать, иногда приходится даже привозить нотариуса из другого региона».
Наконец, при сборе подписей осенью «Патриоты России» обнаружили еще один подводный камень: «В небольших городах и сельской местности люди более или менее спокойно предоставляют свои паспортные данные, но в областных центрах -- с большим трудом: все видели репортажи по ТВ о том, как у людей крадут паспорта и берут по ним кредиты, регистрируют фирмы». Исходя из этого, г-н Шевченко прогнозирует, что собрать 140--150 тыс. подписей для выборов в Мосгордуму в марте 2010 года будет практически нереально.
Выходом из этой ситуации могло бы стать смягчение требований -- например, увеличение допустимого процента брака при уменьшении количества подписей, которые необходимы для регистрации. А либерально настроенные эксперты, в том числе и в самом Центризбиркоме, давно призывают автоматически допускать к выборам все официально зарегистрированные Минюстом партии. Но эти нововведения, как отметил Алексей Макаркин, нужны только непарламентским партиям, а их на сегодня осталось всего три. «Вряд ли ради них кто-то будет стараться», -- констатирует эксперт.
Наталья РОЖКОВА