«Примером успеха проводимых в Палестине реформ и сотрудничества между властями Израиля и Палестинской автономии» назвал город Дженин министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер.
Он сказал об этом в интервью "Времени новостей" во время заседания ближневосточного квартета в египетском городе Шарм-эль-Шейх в ноябре этого года. Этого же мнения придерживаются остальные участники квартета. Корреспондент нашей газеты специально отправился в этот город, чтобы понять, чем так хорош Дженин.
Палестинский город Дженин, расположенный на Западном берегу реки Иордан в нескольких километрах от израильского города Афула, в сознании израильтян ассоциируется с эдаким «осиным гнездом арабских террористов». Население города -- более 35 тыс. человек (около тысячи из них -- христиане). Здесь (а точнее, в лагере палестинских беженцев, расположенном в черте города и считавшемся оплотом радикальной исламской группировки ХАМАС) планировалось много боевых операций, совершавшихся в израильских городах.
Ситуация немного изменилась в апреле 2002 года, в разгар «интифады Аль-Аксы». Так называлось палестинское восстание, начавшееся в 2000 году после посещения тогдашним израильским премьером Ариэлем Шароном Храмовой горы в Иерусалиме, где находится одна из главных исламских святынь -- мечеть Аль-Акса. Весной 2002 года израильская армия провела операцию «Защитная стена», в ходе которой большая часть лагеря беженцев в Дженине была разрушена. Здесь же велись самые ожесточенные бои между израильтянами и арабскими боевиками. По официальным данным Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), из 188 погибших в ходе той операции палестинцев 45 было убито в результате боев в Дженине, 277 человек получили ранения. Представители Палестинской автономии приводят другие цифры: они утверждают, что в Дженине погибло от 400 до 500 палестинцев.
За несколько лет, прошедших после окончания «интифады Аль-Аксы», Дженин преобразился. Единственное, что напоминает сегодня о шедших здесь шесть лет назад боях, -- горы мусора в районе рынка. Это все, что осталось от домов, которые стояли здесь до начала восстания. В лагере беженцев, где проживает 12 тыс. палестинцев, уже нет ни одного разрушенного здания. Все они были отстроены заново за счет Европейского союза и особенно Германии. Берлин в последние годы является главным инвестором Дженина, помогая развивать инфраструктуру и промышленность.
Тем не менее стены даже недавно отстроенных зданий завешаны плакатами с изображением «шахидов» -- палестинцев, погибших во время терактов и боевых операций на территории Израиля. Если улицы некоторых других палестинских городов пестрят, как правило, рекламой, то в Дженине плакаты с изображением погибших -- местная отличительная черта. Они встречаются не только на территории лагеря беженцев, но и в большей части всего остального города. Изображены на них по большей части молодые люди, которым на вид едва 20 лет.
И все-таки сейчас Дженин производит впечатление города, для которого вооруженное сопротивление уже в прошлом. Городские власти пытаются налаживать торговые связи с Израилем, решают как могут проблему безработицы -- по официальным данным, она составляет 52%.
«Люди едут на работу в Рамаллу, находящуюся где-то в часе езды от Дженина», -- рассказал «ВН» бывший член законодательного совета Палестинской администрации, бизнесмен Бурхан Джаррар. Он говорит по-русски, хоть и оговаривается, что в последний раз слышал русскую речь 28 лет назад в Москве, когда был студентом Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы: «Дженин -- город, который традиционно живет за счет сельского хозяйства. До 2000 года мы поставляли нашу продукцию в Израиль. К нам приезжали за покупками. Около 20 тыс. человек ежедневно выезжали работать на территорию Израиля. Теперь разрешение на работу имеют от силы 3 тыс. человек. Да и то сезонные рабочие. Вот и выходит, что наша молодежь уезжает из города. Кто в Рамаллу, кто в Иорданию, кто еще дальше...»
В 2006 году Израиль завершил строительство в этом районе стены, отделяющей собственно израильские территории от Палестинской автономии. Вскоре после этого в городе увеличилась преступность -- грабежи, изнасилования, убийства. Жители города обвиняли во всем палестинцев из лагеря беженцев. А лидер местной группировки «Бригады мучеников Аль-Аксы» Закария Збейди либо не хотел, либо не мог остановить волну преступности. Тогда палестинские власти с разрешения Израиля командировали в лагерь около 500 полицейских из Рамаллы, которые в течение короткого времени навели там порядок. Самому Збейди был предъявлен ультиматум: либо он покидает территорию лагеря беженцев и больше не возвращается в Дженин, либо власти автономии не смогут дать ему гарантии личной безопасности. Это было предложение, от которого тот не смог отказаться. Где сейчас он находится, известно немногим, однако в Дженине его нет.
В мае этого года город по согласованию с Израилем официально перешел под контроль палестинских сил безопасности. Сейчас обстановка в нем спокойная. «Сегодня если кто-то совершит здесь преступление, он скорее сам придет к нам с повинной -- мне достаточно сделать один телефонный звонок куда надо, -- рассказал в беседе с «ВН» командующий палестинскими силами безопасности в Дженине полковник Ради Асиди. -- В городе уже не встретишь людей, которые свободно ходят по улицам с оружием в руках. Только у наших полицейских есть право на ношение оружия. В Дженине царят спокойствие и порядок».
Однако сохранится ли такое положение дел в ближайшем будущем, неясно. 9 января 2009 года истекает срок полномочий председателя Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса. Должны быть объявлены новые выборы, по дате которых в Палестинской автономии идут острые споры. В Израиле опасаются, что Дженин, который еще не так давно был оплотом исламистов на Западном берегу, вновь поддержит группировку ХАМАС.
Впрочем, губернатор Дженина Кадурра Мусса в интервью «ВН» выразил уверенность, что у властей хватит сил сохранить порядок в городе и после выборов: «Повторение событий, которые мы видели в секторе Газа (где власть в 2007 году захватило радикальное исламское движение ХАМАС. --
Ред.), в Дженине исключено. Если будет принято решение о проведении выборов, они пройдут в соответствии с демократическими нормами. Не будет никаких ущемлений гражданских прав, но и порядок тоже будет обеспечен». Говоря же об отношениях палестинцев с израильтянами, наш собеседник отметил: «Мы хотим мира с Израилем. Настоящего, «теплого» мира, чтобы израильтяне могли свободно приезжать к нам, вести бизнес, развивать торговлю. Но если израильское правительство не захочет мира, мы продолжим защищать свое право на независимую Палестину».