|
|
N°238, 23 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жесткий канцлер
Шмидт, который нацелил на СССР американские ракеты
Сегодня исполняется 90 лет Гельмуту Шмидту (на снимке) -- старейшему из здравствующих федеральных канцлеров Германии. Политик занимал этот пост с 1974 по 1982 год. Хотя он покинул кресло канцлера почти четверть века назад, этот социал-демократ из Гамбурга, «фирменным знаком» которого является нескончаемый дым сигарет, обгоняет по популярности всех немецких политиков. Его последняя книга «Вне службы» (другой вариант перевода -- «На пенсии») стала бестселлером.
Люди и сейчас с нетерпением ждут от экс-канцлера ответов на сложные вопросы. На выступления Шмидта перед массовой аудиторией входные билеты раскупают задолго до их начала. Сам политик гордится тем, что он предложил понятие «хищнический капитализм». Он настаивает, что «социальное государство может быть поддержано только самим государством, но отнюдь не рынком». «Налоговые оазисы» он именует «раковыми опухолями», которые расползлись по всему миру. Проведение выездного совета НАТО в Тбилиси в сентябре после конфликта вокруг Южной Осетии -- это, по его словам, "все равно как если бы во времена Брежнева заседание совета министров стран Варшавского договора было проведено в Гаване". Шмидт с осторожностью высказывается о проблемах западной коалиции в Афганистане, напоминая, что он пережил вторую мировую войну, -- легко осуществить военное вторжение, но трудно потом с достоинством уйти, не оставив после себя хаос.
Гельмут Шмидт начинал деятельность на посту канцлера на фоне всемирного экономического спада и нефтяного кризиса начала 1970-х. Внутриполитическим вызовом для него стала волна ультралевого террора. В сентябре 1977 года был похищен президент Союза работодателей Германии Ханнс Мартин Шлайер, захватчики потребовали от властей освобождения боевиков из группировки «Фракции красной армии» (РАФ). Правительство Шмидта отказалось вести переговоры с террористами.
Ситуация осложнилась после того, как 13 октября 1977 года группа палестинских боевиков угнала пассажирский «Боинг-737» немецкой авиакомпании «Люфтганза» с 90 пассажирами на борту. Угонщики потребовали освобождения из немецкой тюрьмы восьми боевиков РАФ и крупную денежную сумму. Гельмут Шмидт отдал распоряжение направить в столицу Сомали Могадишо, где приземлился самолет, группу спецназа. Штурм был успешным, всех пассажиров спасли, а на следующий день боевики застрелили Шлайера. Политическую ответственность за его смерть канцлер взял на себя. Лишь потом стало известно, что Шмидт загодя написал заявление об отставке на случай провала операции по штурму самолета.
Не менее жестко Гельмут Шмидт проявил себя во внешней политике. Он был одним из авторов и вдохновителей политики конфронтации с СССР и другими странами социалистического лагеря. В 1979 году он заявил, что Европа оказалась беззащитной перед лицом «советской угрозы». Выступления Шмидта вдохновили блок НАТО на размещение в Западной Европе американских ракет среднего радиуса действия «Першинг-2» и крылатых ракет. В то же время Запад предложил СССР провести переговоры по контролю над вооружениями. В начале 1980-х развертывание в Западной Германии американских ракет с ядерными боеголовками вызывало массовые протесты общественности. Популярность правительства Шмидта упала. СССР и США смогли договориться о ликвидации ракет средней дальности лишь в 1987 году.
Вместе с тем в бытность канцлером Гельмут Шмидт внес большой вклад в подготовку Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству 1975 года, закрепившего принцип нерушимости границ европейских государств. В начале 1980-х он не уступил нажиму Вашингтона и не стал сворачивать сотрудничество с Москвой по поставкам в Германию природного газа. При Шмидте был заложен фундамент энергетического партнерства между Россией и Европейским союзом.
Юрий ШПАКОВ, Берлин