|
|
N°237, 22 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Желтая угроза
Водители опять выступили против новых пошлин на иномарки
Около трех десятков задержанных -- таков официальный итог «выяснения отношений» между ОМОНом и автомобилистами, которые в минувшее воскресенье вновь вышли на улицы Владивостока, протестуя против повышения ввозных пошлин на иномарки. Начиная с утра многочисленные наряды милиции предпринимали попытки рассеять автоколонны, в которые пытались построиться протестующие автовладельцы. В ходе разгона самого митинга, проходившего в центре города, на площади Борцов за власть Советов, как сообщает приморское региональное агентство PrimaMedia, «были избиты десятки людей, часть из них лишь косвенно можно было назвать протестующими». По утверждению корреспондентов агентства Франс Пресс, общая численность участников акции достигала тысячи человек, а количество задержанных, со слов очевидцев столкновений, «исчислялось сотнями».
Это уже третье по счету массовое выступление владивостокских водителей, причиной которого стало постановление правительства от 10 декабря, повысившее пошлины для легковых и грузовых автомобилей. Такая мера поддержки российского автопрома не нашла понимания в регионе, где 90% водителей ездят на «японках», и в основном подержанных. Только за эти выходные возмущенная автообщественность дважды выезжала и выходила на улицы краевой столицы. В субботу акция протеста также собрала около тысячи активистов. Так же, как и вчера, городские власти не дали разрешения на ее проведение, более 20 активных участников было задержано, а губернатор Приморского края Сергей Дарькин предостерег жителей от дальнейших выступлений. «Правительство информировано о проблеме, и меры принимаются», -- успокоил общественность глава региона.
Аналогичные акции, проходившие 21 декабря во многих городах, собрали меньшее количество участников и, к счастью, обошлись без инцидентов. В Екатеринбурге участники протестных выступлений отделались штрафами за неправомерное использование звуковых сигналов и за плакаты, закрывавшие стекла автомобилей. Скорее недовольство высказывали автомобилисты, не вовлеченные в акцию, -- «протестная» колонна двигалась в общем потоке, что привело к многочисленным пробкам. В Томске колонна протестующих также проехала по городу на минимальной скорости -- 20 км/ч, с включенным ближним светом и аварийной сигнализацией, что не осталось без внимания сотрудников ГИБДД.
В Калининграде, по словам очевидцев, количество сотрудников ДПС, ГИБДД и бойцов ОМОНа явно превышало число участников выступления -- на митинг против повышения пошлин вышло около 700 человек. Любопытно, что акция в этом городе стала первым примером «подключения» к выступлениям автомобилистов представителей других протестных групп -- противников уплотнительной застройки и повышения тарифов на услуги ЖКХ. Кроме того, едва ли не впервые интерес проявили оппозиционные политики -- на митинге были замечены представители КПРФ, партии «Патриоты России», «Левого фронта» и запрещенной НБП.
Пока тон в выступлениях автомобилистов задают Дальний Восток и Сибирь: акции автомобилистов проходили в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Чите, Иркутске, Новосибирске, Кемерове, Барнауле и Абакане. Санкт-Петербург и Москва оказались отнюдь не в авангарде -- так, в столице в митинге, проходившем на Болотной площади, участвовали лишь несколько десятков человек. Правда, благодаря московским водителям движение против повышения пошлин может обзавестись собственным отличительным знаком: по сообщению радиостанции «Эхо Москвы», по внутренней стороне Садового кольца проехала колонна автомобилей с желтыми ленточками, привязанными к зеркалам и радиоантеннам.
«Серия акций, особенно тех, что проходили в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, лишний раз демонстрирует, насколько сильно затронуты интересы людей», -- сказал «Времени новостей» лидер Движения автомобилистов России (ДАР) Виктор Похмелкин. Но, подчеркнул он, последние заявления председателя правительства Владимира Путина, сделанные им во время посещения КамАЗа, показывают, что власть не осознала в должной мере глубины социальных потрясений. «Как мне кажется, правительство не понимает природы этого протеста, -- говорит г-н Похмелкин. -- Как будто дело в том, что люди, живущие в этих регионах, мечтают ездить на отечественных автомобилях и не покупают их лишь потому, что они дороже. Но проблема в том, что тот, кто поездил на качественных иномарках, не захочет пересаживаться на изделия российского автопрома».
Заявления Владимира Путина не помогут разрядить ситуацию, подчеркивает глава ДАР. По его мнению, социальная напряженность будет расти, «поскольку речь фактически идет о выживании многих тысяч людей, обитающих по ту сторону Уральского хребта».
Михаил МОШКИН