|
|
N°65, 12 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Несуеверный Рудинштейн
«Кинотавр» в этом году пройдет в тринадцатый раз
Тринадцатый фестиваль «Кинотавр» будет идти тринадцать дней, покажет тринадцать конкурсных фильмов и закончится тринадцатого июня вручением золотых роз, жемчужин и статуэток девушек с приятными параметрами и без названия. Поиграть с чертовой дюжиной Марку Рудинштейну показалось забавным, и его не пугает дурная слава этого числа, тем более что «Кинотавр» уже так устойчив, что суевериям не сбить его с курса. Курс этот, впрочем, не совсем прям. Отклонения наблюдаются обычно в сторону поиска большей популярности и расширения нецелевой аудитории. Как правило, кончаются такие эксперименты плохо: кино неминуемо отодвигается в сторону чередой капустников, громогласных концертов, тусовок, танцев, вечеров юмора и прочих развлечений. Специфическая публика июньского Сочи остается довольна, но роптать начинают кинематографисты, журналисты и прочая интеллигенция, напоминающая, что «Кинотавр» не летний праздник у моря, а национальный кинофестиваль. Рудинштейн сдает назад, и несколько лет все спокойно катится по наезженному. До тех пор пока Марку Григорьевичу все-таки не приходит в голову, что славы у «Кинотавра» маловато. И хотя Министерство культуры дает ему больше денег, чем другим отечественным фестивалям, спонсоры все равно нужны, а они деньги, к сожалению, дают не на дело, а на престиж.
В этом году фестиваль снова повернуло «в народ». Задача, видимо, в том, чтобы заставить телевидение по всем программам, а не только по «Культуре» и РТР, про «Кинотавр» говорить, петь и плясать. Для этого одного кино мало, и на помощь приходит холдинг «Совершенно секретно», который обещает «открывать каждый день по тайне». Самые качественные тайны -- «документальный фильм об одном из самых закрытых деятелей российского государства», сценарий которого написал Андрон Кончаловский, и книга, «написанная журналистами газеты «Версия» о самых громких преступлениях века». Среди прочих «совершенно секретных» тайн -- имена победителей «Кинотавра». Какое отношение имеют эти игры к российскому кино? Да, в общем, никакого, зато вроде завлекательно.
Игровые приемы в этом году коснулись и самого академического и серьезного пространства «Кинотавра» -- международного фестиваля. Одна из его программ игриво называется «Федот, да не тот», и представлены в ней киноленты, названия которых хорошо известны, а сами фильмы никто не видел: «Брат» (не Данила), «Мулен Руж» (без Кидман), «Дорога» (не Феллини) и так далее. Что за фильмы, директор программ Сергей Лаврентьев обещал держать в тайне вплоть до появления титров на экране.
Российский фестиваль в этом году предлагает сразу три конкурса. Один основной -- в нем тринадцать картин; известно, что в него отдают свои уже законченные фильмы Алексей Балабанов («Война»), Сергей Овчаров («Сказ про Федота-стрельца»), Николай Лебедев («Звезда»), Денис Евстигнеев («Займемся любовью»), а также обещают незавершенные еще Александр Митта («Раскаленная суббота»), Валерий Тодоровский («Любовник»), Иван Дыховичный(«Копейка») и Дмитрий Месхиев («Дневник камикадзе»). То есть все среднее поколение наших режиссеров (и примкнувший к ним Митта) собирается состязаться в Сочи, что обещает интересную и напряженную интригу. Возможно, в основной конкурс удастся получить картины Павла Лунгина и Андрона Кончаловского -- в том случае, если они попадут в Канн. Если Канн от них откажется, тогда начнется погоня за Венецией и в Сочи они светиться не поедут. «Кукушку» Александра Рогожкина, в Канн не взятую, перехватил Московский международный. Он же умыкнул и новую картину Киры Муратовой (взяли не глядя).
В эту серьезную компанию решили не включать фильмы другого рода, в изобилии испеченные оживающей нынче киноиндустрией. Их решено поместить в резервацию под названием «Зрительский взгляд», для которого создается еще одно, параллельное, жюри (не из зрителей, как можно подумать, а из представителей кинематографистов) и еще одни -- полностью дублирующие основные -- призы. Так что теперь будем путаться еще и в лауреатах основного и «зрительского» конкурса.
В прошлом году отборщиков «Кинотавра» упрекали в том, что программа была слишком большой и от этого выглядела особенно неудачно. В этом году попытались и волков накормить, и овец сохранить: теперь всем можно отвечать, что, мол, ваша картина в конкурсе, не особо уточняя, в каком именно. Впрочем, некоторые режиссеры специально хотят попасть именно в «зрительский» конкурс, прекрасно понимая, что шансы на приз у них там будут выше, а победителей не судят.
Еще один конкурс, «Дебют», в этом году снова обещает некоторое соревнование, хотя и без явного лидера. Разве что состоится удачный дебют в качестве режиссера модного критика Михаила Брашинского, снявшего картину «Гололед». Уже виденные «Смеситель» Александра Штейна или «Спартак и Калашников» Андрея Прошкина -- фильмы не выдающиеся, но и не противные. Есть, правда, опасение, что объявленными семью картинами дело не ограничится -- «Дебют» раздует, и хорошо, если удачными картинами.
Пока молодые снимают много, но плохо, что показал конкурс студенческих фильмов «Святая Анна». Убедиться в этом (или опровергнуть сказанное) можно на начавшемся сегодня в кинотеатре «Мир» Третьем Форуме молодого кино «Дебют -- Кинотавр», где каждый день с 12 по 20 апреля будут показывать короткометражные работы начинающих кинематографистов. Откроется фестиваль фильмом маститого уже Дениса Евстигнеева «Займемся любовью», и это единственный шанс бесплатно посмотреть фильм, со вчерашнего дня идущий в кинотеатрах сети «Каро».
Алена СОЛНЦЕВА