|
|
N°236, 19 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«ВАЗы» не могут, иномарки не хотят
Автопроизводители и автовладельцы вынесли спор на улицы
Стихийному бунту автовладельцев, выражавших свое несогласие с повышением пошлин на иномарки перекрытием улиц в ряде российских городов и прочими доступными, но не всегда санкционированными акциями, отечественный автопром противопоставил организованные митинги пролетариата в поддержку решений правительства. Вчера тысячи рабочих «АвтоВАЗа» и Ульяновского автомобильного завода под бдительным руководством профсоюзов вышли на улицы, чтобы, как говорится в резолюции одного из митингов, выразить кабинету министров «одобрение принятых мер по стабилизации экономики и поддержке автопрома страны».
Одобрение под главным лозунгом «Пошлинам -- да, спекулянтам -- нет» выражалось при полном соблюдении техники безопасности и не потребовало остановки конвейеров -- митинговали рабочие либо в обеденный перерыв (как в Ульяновске), либо свободными сменами (в Тольятти). Такие акции поддержки, не требовавшие к тому же экстренной мобилизации правоохранительных сил, явно противопоставлены очередной волне протестов автомобилистов, которая ожидается в выходные, -- на воскресенье намечены новые пикеты в Москве, Владивостоке, Находке, Хабаровске, Благовещенске, Южно-Сахалинске, Иркутске, Новосибирске, Красноярске, Калининграде и других городах. «21 декабря автомобилисты со всей страны -- от Владивостока до Калининграда -- проводят третью общероссийскую акцию протеста против повышения таможенных пошлин на автомобили», -- предупредил через Интерфакс глава Федерации автомобилистов России Сергей Канаев. Напомним, что согласно постановлению правительства в новом году должны вырасти с 25 до 30% таможенные пошлины на автомобили с пробегом в возрасте от одного года до пяти лет, на более «возрастные» машины будут распространяться уже заградительные пошлины. Раньше с помощью пошлин государство пыталось «отсечь» ввоз иномарок старше семи лет. Действия правительства объединили как тех, кто занимается импортом в Россию подержанных иномарок, так и тех граждан, которые уже не хотят возвращаться за руль «Калин», «Приор», «Волг» и «УАЗов».
Решение правительства о повышении пошлин с 11 января общественные объединения автовладельцев считают дискриминационным. На Дальнем Востоке и вовсе утверждают, что этот шаг, за которым неизбежно последует и повышение цен как на новые иномарки, так и на автомобили с пробегом, затрагивает до 60% населения региона, так или иначе связанного с автобизнесом. В свою очередь рабочие в Тольятти, Ульяновске, Набережных Челнах, где автопредприятия являются если не градообразующими, то уж точно основными донорами местной казны, заявили, что только такие протекционистские меры позволят им пережить кризис. Ведь в том же Ульяновске работники УАЗа, можно сказать, прямо с митинга отправились в корпоративный отпуск -- сборочное производство будет остановлено с 25 декабря по 9 февраля. А, по словам председателя профкома УАЗа Анатолия Чувашлова, в технологической цепочке производства российских внедорожников задействовано свыше 100 тыс. человек. Длительная остановка предприятия, утверждает он, «ударит по семьям рабочих, экономике области».
Судя по всему, уже сегодня автопроизводители будут выражать поддержку правительства непосредственно главе кабинета -- Владимира Путина ждут в Набережных Челнах, где собираются «КамАЗы». В то же время соратники премьера по партии власти сейчас изучают возможность как-то снять напряженность на Дальнем Востоке -- решительность автовладельцев Владивостока, перекрывших на полдня центральную улицу и пытавшихся блокировать аэропорт, стала, похоже, сюрпризом для «Единой России», члены которой не привыкли сомневаться в правильности решений Белого дома. Вчера депутаты Думы Владивостока отправили послание федеральным коллегам с просьбой пересмотреть решение о пошлинах, поскольку оно «нарушает права значительной части населения». Как и автопроизводители из Ульяновска и Тольятти, депутаты из Владивостока ссылаются на угрозу потери рабочих мест сотен тысяч жителей региона. Дальневосточные законодатели рассчитывают, что своевременное вмешательство Госдумы «поможет остановить надвигающийся социальный кризис в Приморском крае и городе Владивостоке».
Калининградским автомобилистам на поддержку местных властей рассчитывать не приходится -- губернатор Георгий Боос подержанные иномарки, ввозимые местным населением, называет автохламом и ежегодно повышает ставки транспортного налога для их владельцев. Однако занятые в автобизнесе жители самого западного региона все же надеются, что и их голос будет услышан вместе с голосом дальневосточников. Для Калининградской области автобизнес нечто сродни Балтийскому морю с его песчаными пляжами -- в том смысле, что он был всегда. «Калининградцам повышение автопошлин невыгодно особенно. На автобизнес у нас «завязана» определенная часть населения -- не только перегонщики, но и те, кто оказывает, например, сервисные услуги», -- утверждает руководитель регионального отделения Движения автомобилистов России Сергей Боярских.
Спикер нижней палаты Борис Грызлов уже пообещал тщательно изучить претензии автомобилистов и сравнить их с запросами автопроизводителей. «Нужно посмотреть, насколько больше будут покупать наших, отечественных автомобилей, сколько наших рабочих и инженеров получат плюс и сколько пострадает граждан, занимающихся ввозом иномарок», -- заявил вчера спикер Госдумы. Взвешивать плюсы и минусы от «Единой России» будет замруководителя думской фракции Владимир Пехтин, отправленный партийным эмиссаром на Дальний Восток.
Впрочем, главную разницу между митингами автовладельцев и автопроизводителей единороссы и региональные чиновники уже поняли. Прокатившиеся по стране акции недовольных водителей и владельцев мелкого и среднего автобизнеса весьма наглядно показали, что с помощью зарегулированного законодательства о массовых мероприятиях невозможно остановить стихийные проявления народного гнева, особенно если в условиях и без того напряженной экономической ситуации в стране предоставить для этого гнева повод.
Дабы не пережить в ближайшее воскресенье еще один наплыв воспоминаний о бурных 90-х (и воспоминаний, понятно, отнюдь не ностальгических), региональные власти уже сейчас пытаются ограничить возможные масштабы запланированных автомобилистами акций. В Москве, где в мэрию было подано несколько заявок на проведение пикетов в центре города, чиновники предложили автомобилистам собраться только на Болотной площади, следить за тем, чтобы количество участников не превышало оговоренное в заявке число, и вообще строго придерживаться закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». «Любая попытка провести несанкционированную акцию будет немедленно пресекаться правоохранительными органами», -- предупредил вчера пикетчиков замруководителя пресс-службы правительства Москвы Леонид Крутаков. Во Владивостоке с аналогичным призывом выступил и депутат местной Думы Дмитрий Пенязь, возглавляющий «Общество защиты автомобилистов Приморского края». «События показали нашу решимость отстаивать свои интересы, и наш голос услышан. Мы с вами всегда к поставленной цели шли конструктивным путем, и это давало реальные результаты: так, технический регламент, запрещающий эксплуатацию автомашин с правым рулем, не был принят, и сегодня об этом речь даже не ведется», -- цитирует его обращение к землякам РИА Новости. Г-н Пенязь попросил недовольных автомобилистов не принимать участие в несанкционированных акциях и не поддаваться на призывы к противоправным действиям. В Калининграде власти еще не дали разрешения на проведение акций, хотя на 21 декабря в центре города запланирован очередной митинг. Заявлен он как антикоррупционный, но, как заверяет организатор нескольких акций калининградских автопредпринимателей Константин Дорошок, если власти разрешение дадут, тема повышения пошлин вновь неизбежно будет поднята. Но только воскресенье покажет, в какой форме и в каких масштабах.
Иван ГОРДЕЕВ, Вадим СМИРНОВ, Калининград