|
|
N°236, 19 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иммунитет отказал
Большая автомобильная тройка обещает в январе остановить 59 заводов
Ведущие автопроизводители США -- General Motors Corp., Ford Motor Co. и Chrysler LLC, которые не в состоянии самостоятельно справиться с кризисом, приняли волевое решение о приостановке или закрытии производства в следующем месяце на 59 заводах, сообщило агентство Bloomberg. Правда, компании до сих пор не теряют надежды получить федеральную помощь в виде кредитов на 14 млрд долл. на фоне падения продаж до самого низкого уровня за 26 лет.
«Ни у кого нет иммунитета. Отрасль терпит крах такого масштаба, который я не мог себе даже представить, и с такой скоростью, которой я никогда не ожидал», -- приводит Интерфакс слова директора отдела отраслевого анализа AutoPacific Inc. Эда Кима. Руководство ведущего автопроизводителя США -- GM и замыкающего тройку лидеров автомобильного концерна Chrysler надеется, что президент Джордж Буш все-таки утвердит экстренные госкредиты на сумму 14 млрд долл., которые должны отсрочить коллапс компаний. Ранее соответствующий законопроект прошел голосование в палате представителей конгресса США, однако сенат его заблокировал. Тогда не хватило только нескольких голосов для его утверждения -- за документ проголосовали 52 сенатора из необходимых 60 голосов. По данным The Wall Street Journal, камнем преткновения в переговорах стала реструктуризация долгов автокомпаний, а также приведение заработной платы рабочих к уровню азиатских конкурентов. По последнему вопросу республиканцы настаивали, чтобы профсоюзы согласились на снижение в 2009 году, демократы же предлагали более длительный период. «Мы были в трех словах от правильного решения», -- заявил тогда сенатор-республиканец Боб Кокер.
Впрочем, администрация Джорджа Буша тогда сразу поспешила успокоить рынок, заявив, что готова рассмотреть все возможные варианты помощи автоконцернам. Однако время идет, а реальных денег компании так до сих пор и не увидели. В такой ситуации эксперты считают, что решение, принятое концернами, вполне закономерно.
Если GM и Chrysler не получат эти средства, они окажутся без денег уже в начале 2009 года. Chrysler закроет все 30 своих заводов как минимум на месяц начиная с 19 декабря. Ford приостановит производство на девяти из 15 заводов в Северной Америке в первую неделю января, а GM отложит ввод в эксплуатацию нового завода по выпуску двигателей для электромобилей Chevrolet Volt, строительство которого стоило компании 370 млн долл., и приостановит производство на некоторых предприятиях в США.
В ситуации фактического краха автомобильной отрасли США на рынке все чаще стали появляться сообщения о возобновлении переговоров по консолидации крупнейших игроков -- GM и Chrysler. Впрочем, вчера GM официально их опроверг. «Я могу определенно заявить, что мы не ведем какие-либо переговоры с Chrysler, -- цитирует Bloomberg представителя GM Тони Кервона. -- Наша позиция по этому вопросу не изменилась». Несколько недель назад два американских автопроизводителя уже вели переговоры о слиянии, однако пришли к выводу, что в условиях нынешних проблем с ликвидностью такое объединение не имеет практического смысла.
Как недавно сообщила Европейская ассоциация производителей автомобилей, продажи автомобилей в Европе в ноябре по сравнению с тем же периодом прошлого года рухнули на 25,8%, до 932,5 тыс. штук. По сравнению же с октябрем, когда было продано 1,13 млн машин, падение составило около 16%. Под влиянием кризиса продажи автомобилей снижаются уже более семи месяцев подряд. «Последний раз столь существенное снижение новых регистраций, как в ноябре, фиксировалось еще до расширения ЕС -- в 1993 и 1999 годах», -- отметила ассоциация.
Ирина ЦЫРУЛЕВА