|
|
N°235, 18 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Есть одна у летчика мечта
Пилоты-любители требуют от властей легализации их увлечения
Вслед за автомобилистами, взявшимися с помощью уличных акций выражать протест действиям правительства, к пикетированию государственных органов власти начали готовиться и пилоты-любители. Сегодня около сотни владельцев легкомоторных самолетов и небольших вертолетов намерены выйти к Федеральному агентству воздушного транспорта («Росавиация») и потребовать своей легализации как в небе, так и на земле. В пикете будут принимать участие представители Ассоциации пилотов и владельцев частных воздушных судов, Российской ассоциации экспериментальной авиации, Федерации вертолетного спорта, Федерации любителей авиации. На заготовленных плакатах уже обозначены главные лозунги-требования: «Хотим летать законно!» и «Откройте небо для авиации общего назначения».
Основная же претензия пилотов-любителей заключается в том, что российские власти по большому счету до сих пор не признают их увлечения со всеми вытекающими административными последствиями. Рынок купли-продажи легкомоторной авиации уже давно стал открытым, а небо для нее -- нет. Владельцы импортных легкомоторных самолетов не могут ни толком зарегистрировать свою крылатую машину, ни получить возможность использовать ее в воздушном пространстве России на законных основаниях. Люди устали от слов и обещаний, после пикета они надеются на реальную поддержку чиновников в виде четко установленных сроков по введению в исполнение правовых норм и документов. «Поскольку сейчас нет такой законодательной базы, которая бы разрешала нам летать легально, практически каждый полет является незаконным. Нас ловят, штрафуют ни за что, даже бывали случаи, когда статьи о терроризме приписывали», -- пояснил «Времени новостей» вице-президент Ассоциации пилотов и владельцев частных воздушных судов РФ (АОПА-Россия) Дмитрий Мартынов.
По его словам, власти предпочитают видеть в пилотах-любителях исключительно олигархов, а легкомоторные самолеты с точки зрения административных требований к ним и в глазах чиновников практически не отличаются от пассажирских или грузовых авиалайнеров. Требования, которые сейчас предъявляет «Росавиация» к владельцам легкой (до 5700 кг) техники для оформления сертификатов летной годности и регистрации, мало чем отличаются от требований для воздушных судов, занимающихся пассажирскими и грузовыми перевозками в коммерческих целях. В итоге проблемой становится буквально каждый шаг после покупки самолета -- получение сертификата летной годности, регистрация воздушного судна общего назначения, не сертифицировавшегося в России, получение разрешений на полеты.
При этом увлечение авиацией охватывает практически все слои населения и число любителей год от года только растет, уверяют в АОПА-Россия. «В наших рядах есть представители всех классов -- от студентов до депутатов Госдумы», -- говорит г-н Мартынов. По его словам, в ассоциации много умельцев из числа студентов, которые сами собирают самолеты, воплощая тем самым в «железо» знания, полученные на теоретических занятиях по конструированию. Однако в значительной мере прирост пилотов-любителей обусловлен и тем, что легкомоторные крылатые машины с финансовой точки зрения становятся все доступнее. За рубежом небольшой самолет, бывший в употреблении, можно купить по цене автомобиля, а то и дешевле. В России уже давно появились специализированные компании, помогающие в оформлении зарубежной покупки и доставке воздушного судна, его таможенной очистке (кстати, пошлина и оформление всех документов прибавляют к цене судна еще приблизительно половину стоимости).
Однако полноценное и свободное использование ввезенного в Россию самолета практически невозможно. Чиновники «Росавиации» регулярно обсуждают необходимость либерализации правил существования в нашей стране авиации общего назначение, но в законодательной базе практически ничего не менялось с 2003 года. Именно на это и хотят обратить внимание участники пикета авиалюбителей, настаивающие на отказе от устаревшей системы управления воздушным движением.
Пилоты-любители, по словам Дмитрия Мартынова, рассчитывают, что руководители «Росавиации» услышат их требования. Однако в ведомстве пока категорически отказываются обсуждать проблемы легкомоторной авиации и претензии объединений авиалюбителей. «Когда к нам поступят конкретные предложения, они будут рассмотрены в должном порядке», -- скупо выдал корреспонденту «Времени новостей» официальный ответ один из сотрудников «Росавиации».
Евгения КРЮКОВА