|
|
N°235, 18 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кавказские трапезы в Женеве
Грузия дожидается смены власти в США
Сегодня в женевском Дворце наций завершается третий раунд консультаций по проблемам безопасности на Кавказе. Планируется, что делегации ООН, ОБСЕ, Евросоюза, России, США, Грузии, Абхазии и Южной Осетии прибудут в зал заседаний к 11 часам. В 14.15 предусматривается пресс-конференция представителей трех организаций-сопредседателей, после которой все участники консультаций отправятся на обед. Затем настанет время для раздельных пресс-конференций сторон, в том числе главы российской делегации статс-секретаря замминистра иностранных дел Григория Карасина (на снимке).
Именно сегодняшнее общение переговорщиков с журналистами позволит понять, насколько успешными оказались двухдневные дискуссии. Вчера стороны строго соблюдали закрытый формат мероприятий. После делового обеда, который состоялся вчера в женевском Дворце наций, делегации встречались на уровне рабочих групп. Как сообщил накануне российский МИД, двумя главными вопросами должны были стать безопасность в регионе и положение беженцев.
Два предыдущих раунда женевских дискуссий по безопасности на Кавказе в октябре--ноябре не увенчались конкретными договоренностями. "Переговоры в Женеве проводятся не столь активно, как мы этого ожидали", -- призналась вчера замминистра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе.
Пока самым большим достижением для Грузии, если вообще можно говорить о дипломатических успехах после сокрушительного военного поражения в августе, является то, что в единственном оставшемся переговорном формате -- женевском -- Россия не играет доминирующей роли. Председатель парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Грузии Шота Малашхия заметил в интервью «Времени новостей», что международные посредники привлечены «максимально».
Несмотря на это, заместитель председателя парламента от оппозиционных христиан-демократов Леван Вепхвадзе заявил, что «ощущает скепсис» -- дескать, нет реального воздействия международного сообщества на Россию, которая «занимается только тем, что фиксирует новые реальности». В МИД Грузии осторожно говорят, что «надеются на большую эффективность в дальнейшем».
«Лучшим итогом третьего раунда станет сам факт его проведения, -- сказал «ВН» тбилисский политолог Рамаз Сакварелидзе. -- Придется подождать, пока США не проснутся после выборов, в Вашингтоне не заработает новая администрация, которая и будет разговаривать с Россией. А Россия -- с ней».
Возможно, Тбилиси будет вынужден предпочесть двусторонние контакты общим дискуссиям. Уже появились первые признаки восстановления отношений с Россией. Общение религиозных и общественных деятелей может создать почву для политических контактов.
С другой стороны, официальные лица в Тбилиси уже подтвердили подготовку американо-грузинского соглашения о сотрудничестве в различных сферах «по аналогии с тем, которое имеют США с прибалтийскими государствами», как подчеркнул госминистр по реинтеграции Темури Якобашвили. Тбилиси надеется, что такое сотрудничество надежно обеспечит безопасность страны. Госминистр отметил, что для этого вовсе не обязательно размещать в Грузии американские военные базы.
Пока же Грузии остается довольствоваться «женевским» форматом переговоров, в рамках которого она планировала обсудить вопрос возвращения беженцев, а также решить конкретные вопросы. Например, вывод российских военных из спорного села Переви на границе Грузии и Южной Осетии или возобновление деятельности миссии ОБСЕ в Южной Осетии, прерванной после августовского конфликта на Кавказе.
Однако глава абхазской делегации замминистра иностранных дел Максим Гвинджия заявил в Женеве грузинским журналистам, что «прежде чем требовать возвращения беженцев, нужно создать условия для их возвращения. Это сложный, тонкий процесс». Абхазия заявляет, что в Гальский район республики после войны 1992--1993 годов вернулось не менее 55 тыс. грузинских изгнанников. По подсчетам Тбилиси, это примерно пятая часть от общей численности покинувших Абхазию в те годы. Как заявляют в Сухуми, возвращение остальных может оказаться небезопасным делом для самой республики. Грузия настаивает, что право вернуться имеют все.
Что касается беженцев, покинувших в августе зону грузино-осетинского конфликта, то комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг вчера не скрывал разочарования их положением. «Я очень обеспокоен тем фактом, что грузинское правительство, несмотря на материальную помощь со стороны международного сообщества, пока так и не смогло гарантировать нормальные условия и оказать помощь целому ряду перемещенных лиц», -- сказано в сообщении по итогам недавнего посещения комиссаром пострадавших во время вооруженного противостояния районов. По его данным, на сегодняшний день 37,5 тыс. человек являются перемещенными лицами и «нуждаются в срочном порядке в улучшении жизненных условий».
Кроме того, Томас Хаммарберг подчеркнул необходимость «серьезных усилий грузинских властей для обеспечения соблюдения прав более чем 223 тыс. лиц, вынужденных покинуть свои места проживания в результате предыдущих конфликтов». Оценивая в целом ситуацию в зоне конфликта, он отметил, что «несмотря на определенные позитивные изменения, положение жертв конфликта в Южной Осетии остается тревожным». Поэтому комиссар по правам человека считает необходимым «быстро заняться ликвидацией серьезных проблем в области гуманитарной помощи лицам, вернувшимся на свои прежние места проживания».
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси