|
|
N°235, 18 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поторопить ВР не удалось
Британская компания вновь выступила против расширения КТК, но согласилась на начало работ по проекту
Подписание меморандума об удвоении мощности нефтепровода Тенгиз--Новороссийск (оператор -- Каспийский трубопроводный консорциум) вчера сорвалось. ВР отказалась дать своему СП с ЛУКОЙЛом -- LUKARCO (владеет 12,5% акций КТК) -- право подписывать такой меморандум, а по соглашению акционеров КТК необходимо единогласное одобрение. Тем не менее британская компания, которая ведет переговоры о продаже своей доли в LUKARCO, не стала выступать против начала работ по проекту расширения нефтепровода в обмен на сохранение высокого тарифа на прокачку нефти до момента завершения сделки. Таким образом, если ЛУКОЙЛ согласится выкупить долю британцев и впоследствии подпишет меморандум о расширении КТК, консорциум сможет приступить к строительным работам по проекту увеличения мощности и снизить тариф на прокачку. Все участники КТК вчера подписали документ, разрешающий ВР продать свою долю в LUKARCO, сообщил Интерфаксу вице-президент «Транснефти» Михаил Барков.
Как известно, ВР не имеет необходимого объема нефти для заполнения квоты в трубе Тенгиз--Новороссийск. А потому предложение строить вторую очередь КТК (стоимость проекта оценивается в 3,5 млрд долл.) за счет собственных средств консорциума (на этом настаивала российская сторона, контролирующая сейчас 31% акций КТК) британцам невыгодно -- они настаивали на привлечении кредитов. Россия в ответ угрожала банкротством КТК (долг консорциума сейчас составляет около 4,6 млрд долл., на 1 января этого года он был на 600 млн долл. больше, сообщил вчера гендиректор КТК Владимир Раздухов) и преследованием ВР в международных судах. В итоге британцы согласились выйти из СП, владеющих акциями КТК (помимо LUKARCO это Kazakhstan Pipeline Ventures, которому принадлежит 1,75% акций консорциума).
Переговоры с ЛУКОЙЛом на эту тему затянулись: как сообщил вчера источник, близкий к консорциуму, компания Вагита Алекперова пользовалась и пользуется квотой ВР на прокачку нефти по КТК, причем якобы совершенно бесплатно, и этот факт должен повлиять на цену и структуру сделки. В пресс-службах ВР и ЛУКОЙЛа эту информацию комментировать отказались.
В то же время ВР согласилась не препятствовать проекту расширения КТК за счет средств консорциума (в противном случае пришлось бы разрабатывать новое ТЭО -- срок действия прежнего истек) в обмен на то, что тариф на прокачку, увеличенный в сентябре до 38 долл. за тонну, не снижается (предполагалось, что он будет уменьшен после подписания меморандума о расширении КТК), задолженность консорциума консервируется до окончания строительства второй очереди, а ставки по кредитам остаются на уровне 6% годовых. Источник, знакомый с ситуацией, пояснил, что если бы в нынешних условиях ВР согласилась подписать меморандум, то у ЛУКОЙЛа не было бы экономического смысла выкупать долю в LUKARCO, а ВР понесла бы убытки из-за того, что она не имеет нефти для прокачки по КТК. Поэтому, как только сделка между компаниями будет завершена, LUKARCO присоединится к меморандуму.
Акционерами КТК являются Россия (31%), Казахстан (19%), Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (15%), LUKARCO B.V. (12,5%), Mobil Caspian Pipeline Company (7,5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (7,5%), BG Overseas Holding Limited (2%), Eni International N.A. N.V. (2%), Kazakhstan Pipeline Ventures LLC (1,75%) и Oryx Caspian Pipeline LLC (1,75%). Мощность нефтепровода Тенгиз--Новороссийск сейчас составляет 33 млн тонн в год, в рамках реализации проекта по строительству второй очереди она достигнет 67 млн тонн. «Проект расширения предполагает строительство десяти дополнительных насосных станций в России и Казахстане, шести резервуаров для хранения нефти под Новороссийском, а также третьего выносного причального устройства на морском терминале КТК», -- говорится в сообщении консорциума.
Николай ГОРЕЛОВ