|
|
N°234, 17 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Широкое дело
Акционеры КТК, как ожидается, подпишут меморандум об удвоении мощности нефтепровода
Сегодня на собрании акционеров Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) должна наконец решиться судьба проекта по удвоению мощности нефтепровода. Подписать соответствующий меморандум стороны пытаются еще с начала осени. Камнем преткновения для акционеров стал вопрос о финансировании проекта: владеющая миноритарной долей в КТК британская ВР наотрез отказалась использовать собственные средства консорциума, как предложили другие его участники, настаивая на привлечении заемных. Отстоять свою позицию BP так и не удалось, поэтому она решила продать долю в проекте. При этом ВР согласилась подписать меморандум о расширении КТК, если ей будет предоставлено безоговорочное и неограниченное право на ведение переговоров и продажу своей доли «определенной группе компаний». Правда, вчера «Времени новостей» в ВР отказались сообщить, будет ли выполнено данное обещание.
КТК является оператором нефтепровода Тенгиз--Новороссийск, соединяющего месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. Это единственный магистральный нефтепровод на территории России, не входящий в систему «Транснефти». Доли участия правительств -- основателей КТК распределяются следующим образом: Россия -- 31%, Казахстан -- 19% (Астана недавно заявляла о намерении выкупить у России 3% акций). Среди частных нефтяных компаний -- участников консорциума у Chevron Caspian Pipeline Consortium Company 15%, LUKARCO B.V. -- 12,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited -- 7,5%, Mobil Caspian Pipeline Company -- 7,5%, Agip International (N.A.) N.V. -- 2%, BG Overseas Holding Limited -- 2%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC -- 1,75% и Oryx Caspian Pipeline LLC -- 1,75%. В свою очередь ВР владеет 46% в LUKARCO и 19% -- в Kazakhstan Pipeline Ventures, то есть опосредованно контролирует в КТК около 6,1%.
Расширение КТК необходимо для дополнительной прокачки каспийской нефти, которая предназначена в том числе и для строящегося трубопровода Бургас--Александруполис. Сейчас мощность КТК составляет 32 млн тонн в год. Тем не менее к 2012 году, согласно проекту расширения, она должна вырасти до 67 млн. Финансирование строительства новой нитки трубопровода лишит КТК прибыли в ближайшей перспективе. Несогласие с такой схемой высказала ВР, которая в консорциуме играет роль финансового инвестора: в британской компании предложили привлечь для финансирования проекта заемные средства. Противостояние с англичанами уже вылилось для КТК в определенные проблемы: в конце сентября истек срок ТЭО, а для разработки нового потребуется около двух лет.
В «Транснефти» одним из способов решения спорной ситуации называли банкротство КТК. Также в нефтетранспортной монополии рассматривали вариант строительства параллельной трубы. И, наконец, самым радикальным развитием событий выглядели обещания подать иски к ВР, ведь, как поясняли в российской компании, «британское законодательство дает основания говорить о прямом конфликте интересов ВР с интересами других акционеров консорциума и причинении им ущерба».
Выход из ситуации был найден в конце ноября. ВР приняла решение о продажи доли, начав переговоры с Kazakhstan Pipeline Ventures. Сумма сделки оценена примерно в 350 млн долл., правда, затем в ВР признали, что она может быть и уменьшена.
Сегодня на внеочередном собрании акционеров КТК, как ожидается, меморандум о расширении нефтепровода будет принят. Кроме того, по сведениям Интерфакса, участники проекта обсудят вопрос о тарифе за прокачку нефти по КТК. В сентябре прошлого года было принято решение увеличить его с 30,24 до 38 долл. за тонну. Скорее всего, говорят источники агентства, он не будет изменен. Также должна быть достигнута договоренность об отсрочке возврата кредитов, предоставленных учредителями консорциума, и о сохранении размера ставки по займам.
Кирилл МЕЛЬНИКОВ