PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовала свой первый рейтинг 100 ведущих поставщиков программного обеспечения, работающих на европейском рынке. Рейтинг составлен на основе анализа данных 2007 года при участии ряда европейских ассоциаций разработчиков софта. Анализировались рынки 20 стран Западной Европы. В будущем PwC обещает расширить свое географическое представление о Европе, включив в нее и Россию. Не дожидаясь этого, мы попытались определить место российских производителей в Европе.
Традиционный подход к исследованию рынка отталкивается от географии потребления, а не производства. Например, ключевым показателем автомобильного рынка является то, сколько машин продано в стране. При этом можно посчитать и доли отдельных поставщиков. Трудности начинаются, когда надо определить национальную принадлежность того или иного поставщика. Как, например, установить национальность автомобиля, собранного в России. Тем более что доля отечественных деталей в нем ничтожно мала?
Если же мы говорим о национальной принадлежности некой софтверной компании NoNameSoft, то ее можно было бы оценить по следующим критериям:
1. Какова география продаж компании?
2. Где компания официально зарегистрирована и где находится ее официальная штаб-квартира? В частности, это важно для понимания того, по какому законодательству живет компания и где она платит налоги.
3. Где находятся ее основные центры разработки, на какие кадры она опирается?
4. Кто является владельцем компании?
С точки зрения анализа бизнеса, ключевым вопросом является первый (география продаж), и в этом отношении классификация IT-компаний выглядит так: локальная (внутри одной страны) и международная. Для локальной компании и все остальные ее характеристики связаны с данной страной, а для международной п.п. 2--4 являются уже не столь существенными.
Например, Microsoft -- международная компания по географии бизнеса. Но по всем остальным пунктам -- это чисто американская корпорация. А вот с IBM уже сложнее, так как очень значительные ее производственные ресурсы размещены вне США.
Еще примеры. Scala зарегистрирована в Швеции, ее крупнейший центр разработки находится в России, а компания присутствует в разных странах мира. Documentum -- один из мировых лидеров систем управления документами -- родом из Канады. Business Objects -- лидер рынка инструментов для бизнес-анализа -- из Франции. Правда, в последние годы все эти фирмы куплены, чаще всего американскими корпорациями. Только Business Objects досталась немецкой SAP.
А кто является наиболее крупным и влиятельным игроком на российском софтверном рынке? Любой эксперт включит в свой список Microsoft, IBM, Oracle, SAP, EMC, не очень при этом задумываясь о национальной принадлежности этих компаний. Кстати, по числу сотрудников-разработчиков одной из ведущих компаний в России (может быть, и самой крупной) является Intel со своим исследовательским центром в Нижнем Новгороде.
Если говорить о национальной принадлежности компании, то, очевидно, наиболее точным признаком является ее страна регистрации. Именно такого принципа придерживается и PwC.
Что происходит в Западной Европе - версия PwCПо итогам 2007 года, общая география мирового софтверного рынка (структура потребления) выглядела так: на долю Америки приходится 49% продаж, Европы -- 31%, Азии -- 20%. В абсолютном выражении европейский объем составил 56 млрд евро. В отчете PwC не уточняется, но из текста ясно, что в понятие "Европа" авторы включили все страны Старого Света. Точнее, только Западную Европу.
В списке 100 крупнейших поставщиков в Западной Европе по числу компаний доминируют американцы (47), далее следуют Великобритания (15), Франция (8), Германия (5). С точки зрения объема бизнеса, в деньгах преимущество США еще значительнее. Достаточно сказать, что в первую десятку входят всего два европейца, а в двадцатку -- пять. При этом нужно учитывать, что на первую десятку производителей софта приходится 45% всего рынка (из них 17% -- на долю Microsoft). Первая сотня поставщиков имеет 69% рынка, вторая сотня -- 7%, доля "всех остальных" довольно существенна -- 24%.
Вот другой срез (по объемам продаж) данных о первых двухстах компаниях: США -- 52%, Германия -- 9%, Великобритания -- 5%, Франция -- 3%. Отметим, что американские компании серьезно увеличили свой вес за счет покупок ряда европейских разработчиков.
Десятка лидеров софтверного рынка Западной Европы
Рейтинг |
Компания |
Объем продаж ПО в Европе (млн евро) |
1 |
Microsoft |
9355 |
2 |
IBM |
4200 |
3 |
SAP (включая Business Objects, июнь 07) |
3807 |
4 |
Oracle (включая Hyperion и Bea, май 08) |
2889 |
5 |
Symantec |
1270 |
6 |
HP |
1100 |
7 |
EMC |
1050 |
8 |
CA |
765 |
9 |
Sage |
715 |
10 |
Adobe Systems |
645 |
Источник: PricewaterhouseCoopersУсловно все программные продукты можно разделить на две большие категории -- инфраструктурное и прикладное ПО. Так вот, в области инфраструктурного ПО абсолютно доминируют американские поставщики: в первой десятке европейских компаний нет. В прикладном ПО гегемония США не столь очевидна -- лидером тут является SAP, и кроме нее в десятку входят еще три европейских разработчика.
Посмотрим теперь на собственно европейских поставщиков, точнее, на тройку лидеров из числа европейских производителей ПО:
Ведущие европейские поставщики программного обеспечения
Рейтинг |
Компания |
Страна |
Объем продаж в своей стране |
(млн евро) |
Объем продаж ПО в Европе |
(млн евро) |
Доля продаж в Европе от общего объема поставок |
Страна |
3 |
SAP* |
Германия |
1414 |
3807 |
45% |
Германия |
9 |
Sage |
Великобритания |
264 |
715 |
48% |
Великобритания |
13 |
Dassault Systems |
Франция |
109 |
469 |
46% |
Франция |
*(включая Business Objects, июнь 07)
Источник: PricewaterhouseCoopersЗдесь сразу обратим внимание на то, что деятельность этих компаний (это относится и к другим национальным разработчикам) не замыкается границами собственной страны. Так, для SAP доля Германии в общем ее транснациональном бизнесе составляет 17%, а доля Европы -- 45%.
Что в РоссииСведения о софтверном рынке нашей страны неполны, не очень достоверны, порой противоречивы. Известно следующее.
Объем продаж тиражного софта (зарубежного и местного производства) в 2007 году составил, по оценкам различных экспертов (IDC, РУССОФТ, ISDEF, ЛИНЭКС), от 2,0 до 3,7 млрд долларов.
Что касается отечественных разработчиков, то российская ассоциация независимых производителей ПО (ISDEF) считает, что они продали во всем мире (в том числе в России) программных продуктов на 1,7 млрд долл. Но как делится эта цифра между Россией и не-Россией, не уточняется. Однако сведения о продажах тиражного ПО за рубеж есть у другой ассоциации -- РУССОФТ (объединяет экспортеров ПО). По данным РУССОФТ, экспорт тиражного софта из России составил 560 млн долл. Понятно, что объединять данные ISDEF и РУССОФТ в одном арифметическом действии не очень-то корректно -- наверняка для получения своих сведений они использовали разные методики. Тем не менее сопоставление данных ISDEF и РУССОФТ все же задает некоторый ориентир продаж программных продуктов местных разработчиков внутри страны -- около 1,15 млрд долларов.
В сопоставлении с отчетом PcW получается, что это примерно в четыре раза меньше, чем во Франции, и в 14 раз меньше, чем в Германии.
Что касается отдельных российских компаний-разработчиков, то здесь сведений для анализа еще меньше.
ISDEF в своем весьма кратком обзоре софтверного рынка в числе лидеров называет "1С", "Лабораторию Касперского", ABBYY, Acronics, Parallels, Paragon. Из разных просочившихся в печать данных можно понять, что объем продаж продуктов "1С" (собственной разработки) составил в 2007 году примерно 160--180 млн долл., из которых примерно две трети приходится на прикладной софт, остальное -- мультимедиа. Географически "1С" работает преимущественно в России и СНГ (в дальнем зарубежье продаются только игры). Мы вправе сделать допущение, что внутри страны продается 80--90% ее продукции.
Про объемы продаж "Лаборатории Касперского" ничего не известно, но они вряд ли превышают показатели "1С". Однако эта компания изначально была ориентирована на международные рынки. Вот ее собственные данные по распределению продаж: Америка -- 18%, Западная Европа -- 50%, Восточная Европа (включая Россию) -- 25%, Азия -- 7%. Эксперты считают, что "Лаборатория" занимает лидирующие позиции в розничной торговле антивирусными программными продуктами многих европейских стран. Например, в Германии «Лаборатории» принадлежит более 50% розничных продаж. Для ориентира приведем абсолютные данные о европейских продажах некоторых антивирусных компаний (из отчета PwC), дающие представления об объеме рынка: McAfee -- 255 млн евро, TrendMicro -- 132 млн евро.
ABBYY -- также разработчик для международного рынка. Вот география ее бизнеса: Западная Европа -- 23%, Северная Америка и Япония -- 21%, Украина и Восточная Европа -- 17%, Россия, бывший СССР (кроме Украины и Молдавии) и др. страны -- 39%. Про объемы своих продаж в абсолютных цифрах компания ничего не сообщает. В печати появлялась оценка 100 млн долл., но точность ее вызывает подозрения хотя бы в силу своей удивительной округлости.
Собственно, вот этой тройкой и заканчиваются известные сведения о ведущих российских компаниях -- производителях программного обеспечения. Можно предположить, что компания, которая занимает четвертое место, вряд ли в России имеет объем продаж более 10 млн долларов.
Что касается группы лидеров по версии ISDEF, то что-то известно только о Parallels: объем ее продаж составил 100 млн долл. (снова подозрительно круглое число!), из них на Россию приходится около 1%. Но нужно иметь в виду, что Parallels -- это американская компания, но ее владельцы -- выходцы из России, и в России же находятся ее центры разработки.
Подведем итог. Если PwC продолжит составлять рейтинг ведущих поставщиков на европейском рынке и будет при этом учитывать Россию, то реальные шансы попасть в Top 100 имеют только две наши компании. "1С" может рассчитывать на 50--60 позиций, а "Лаборатория Касперского" -- на 60--70. Во вторую европейскую сотню наверняка попадет и ABBYY.
Подготовлено совместно с iToday.ru