|
|
N°65, 12 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Предпоследний шанс
Защита Радуева пообещала дойти до Страсбурга
Верховный суд России оставил в силе приговор в отношении чеченских полевых командиров Салмана Радуева, Турпал-али Атгериева и двух боевиков Хусейна Гайсумова и Асланбека Алхазурова, вынесенный в ноябре Верховным судом Дагестана. Все четверо снова признаны виновными. Больше всего пунктов обвинения, включая терроризм, бандитизм, убийства с особой жестокостью и захват заложников, оказалось у Радуева, поэтому он закончит свои дни в заключении, а его ближайший соратник Атгериев должен провести в строгой изоляции 15 лет. У Гайсумова и Алхазурова остались сроки восемь и пять лет тюрьмы соответственно.
В начале процесса Радуев, Атгериев и их защитники потребовали отвода одного из судей -- Магомеда Магомедова. Он, по их мнению, как уроженец Дагестана, не мог быть объективным при рассмотрении дела. Суд в ходатайстве отказал. Тогда обвиняемые принялись доказывать, что они не бандиты и террористы, а солдаты регулярной армии Чечни, «патриоты Родины, доблестно защищающие свою землю». Защитники Радуева, Атгериева и компании заявили, что действия последних «соответствуют всем нормам международного права в период войны», поэтому попросили признать подсудимых военнопленными и, как следствие, соблюдения в их отношении Женевской конвенции. То есть содержать боевиков не в тюрьме, а в «специальном концентрационном лагере под надзором представителей Красного Креста и Красного Полумесяца».
Касаясь же непосредственно обвинения, террористы потребовали полной отмены приговора ввиду того, что, по их мнению, ВС Дагестана фальсифицировал показания террористок Фатимы Таймасхановой и Айсет Дадашевой. Они в апреле 1997 года совершили взрыв на Пятигорском вокзале, а потом признались, что стоит за этим Салман Радуев.
Также, как считают подсудимые, ВС Дагестана не пригласил многих свидетелей защиты. Впрочем, имена некоторых из этих свидетелей вызывали, мягко говоря, удивление. Например, г-н Атгериев захотел, чтобы суд допросил президента Владимира Путина. По словам г-на Атгериева, он в августе 1999 года якобы звонил тогда еще директору ФСБ Путину и предупреждал его об опасности вторжения боевиков в Дагестан. Атгериев также сказал, что не раз отпускал без выкупа пленных офицеров и солдат федеральных войск и добровольно пришел на встречу с сотрудниками силовых структур для переговоров о путях мирного разрешения чеченского конфликта, во время которых и был задержан.
Верховный суд РФ счел все эти доводы неубедительными и не стал изменять меру наказания кому-либо из обвиняемых. Представитель Генпрокуратуры Олег Анкудинов заявил, что удовлетворен решением суда. Другого мнения придерживаются адвокаты. Защитник Каландарова в разговоре с газетой «Время новостей» сказала, что намерена направить надзорную жалобу председателю Верховного суда, а в случае неудачи оспорить приговор в Страсбурге.
Павел АПТЕКАРЬ