|
|
N°65, 12 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По вашингтонскому счету
Американцы учат русских военных новым правилам арифметики
Ход российско-американских переговоров о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) все больше и больше напоминает аврал на объекте накануне сдачи в недавние времена плановой экономики. Чем меньше остается до майского саммита президентов Путина и Буша, тем лихорадочнее ритм встреч экспертных групп политиков и военных. Переговорный процесс не прерывается: вчера в Мадриде встречей министра иностранных дел Игоря Иванова с госсекретарем США Колином Пауэллом завершился очередной политический этап консультаций, а уже сегодня их дело продолжат в Вашингтоне военные делегации, которые возглавляют первый замначальника российского Генштаба Юрий Балуевски и его пентагоновский коллега Дуглас Файт. В истории международных отношений, пожалуй, еще не было примеров столь горячечной работы над разоруженческим соглашением. Впрочем, пока рано говорить о том, насколько вообще разоруженческим будет то, что рождается сейчас на российско-американских консультациях. С каждым последующим этапом переговоров проект соглашения все больше обретает черты программы перевооружения стратегических ядерных сил США и все меньше становится похож на двустороннюю договоренность о сокращении СНВ.
По окончании мадридских переговоров Игорь Иванов заявил о «существенном прогрессе». В переводе с дипломатического языка на русский, это означает то, что Москве вновь пришлось отступать под напором партнеров. «Прогресс» достигнут за счет очередной принципиальной уступки американцам: на сей раз в методике подсчета ядерных боеголовок. Правда, г-н Иванов вяло констатировал, что Россия продолжает «выступать за то, чтобы сокращения были реальными, а не виртуальными». После чего, по сути, тут же дезавуировал свои возражения, выразив уверенность в том, что к саммиту проекты документов будут полностью согласованы. Нынешняя же позиция Вашингтона такова, что договор по СНВ может быть согласован в одном случае: если Россия примет условия документа, которые предлагаются американцами. Этого не считают нужным скрывать ни в Пентагоне, ни в госдепе, ни в Белом Доме. Российская сторона с этим уже, похоже, смирилась. По крайней мере, министр обороны Сергей Иванов демонстрирует даже большую уступчивость, чем его мидовский однофамилец. Комментируя на прошлой неделе российско-американские переговоры по СНВ, он категорически заявил о том, что слухи о непреодолимых расхождениях сторон в подходах к разоружению «высосаны из пальца». И что к сегодняшнему дню «уже нет никаких противоречий по сути юридически обязывающего соглашения по сокращению СНВ».
В ходе нынешнего раунда переговоров американцы предложили гениальную схему сокращения СНВ, которая позволяет сократить арсеналы мгновенно и практически без затрат. Рецепт предельно прост: добиться снижения числа боеголовок с нынешних 6 до 2 тысяч и даже меньше можно, изменив методику подсчета СНВ. По действующему сейчас Договору СНВ-1 за каждой ракетой или стратегическим бомбардировщиком числится ровно столько ядерных боеголовок, сколько они могут доставить к цели при максимальной загрузке. В новом же соглашении США предлагают пересчитать только те боеголовки, которые в каждый конкретный момент реально установлены на ракеты, «оставив за скобками» все боеприпасы, хранящиеся в арсеналах. К слову сказать, подобная методика «разоружения» легко позволяет сократить СНВ даже не в три раза, а гораздо больше. В конечном счете, за каждым «Трайдентом», которыми вооружены американские субмарины, можно спокойно засчитывать всего одну боеголовку (хотя они несут боевое дежурство с восемью, а испытывались даже с двенадцатью), радуясь при этом «колоссальному прорыву в деле всемирного разоружения». И предыдущие уступки Москвы по вопросу складирования снимаемых с ракет боеголовок или Договору по ПРО подтверждают, что подобное вполне возможно.
Непонятно, почему Москва упорно продолжает настаивать на «юридически-обязательной фиксации» столь невыгодного для себя соглашения. Ведь в отличие от американцев российская армия будет вынуждена не просто «разгружать» стратегические носители, а физически их уничтожать из-за нехватки финансов и старения наших ракет. Судя по всему, Кремль решил «пожертвовать» соглашением по СНВ, приняв его на американских условиях, чтобы подписать второй документ, который будет вынесен на предстоящий саммит, -- декларацию о новой рамочной основе взаимоотношений между Россией и США. Однако цена такой декларации в итоге может оказаться слишком высокой.
Юрий ГОЛОТЮК