Время новостей
     N°232, 15 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.12.2008
Взрывной концентрат
Авария на руднике ОАО «Апатит» унесла жизни 12 шахтеров
Двенадцать человек погибли и еще шесть пострадали в результате аварии, произошедшей в четверг на Расвумчоррском руднике в городе Кировске Мурманской области -- одном из предприятий крупнейшего производителя апатитового концентрата ОАО «Апатит». По предварительным данным, в шахте на почти полукилометровой глубине сдетонировало около 150 кг взрывчатки.

Работавшие на месте спасатели отметили, что если бы не стечение обстоятельств, последствия аварии могли бы быть куда масштабнее. В момент ЧП в штреках шахты работали 98 человек, и находилось в общей сложности более 50 тонн взрывчатки. Если бы вся она взорвалась, понятно, шансов спастись не было бы ни у кого.

По данным МЧС, авария на Расвумчоррском руднике (расположен в 8 км от города Кировск) произошла во время подготовки к так называемому большому технологическому взрыву. По плану, 15 декабря на глубине 614 м предполагалось обрушить «горизонт» породы с помощью нескольких десятков тонн взрывчатки. Добыча апатитовых руд (используются в основном для производства фосфатных удобрений и в металлургии) уже давно не обходится без взрывных работ, и технология эта хорошо отработана.

В горной породе были пробурены глубокие скважины-шурфы, куда при помощи специальных машин (МЗКС-160) горняки закачивали взрывчатку АС-8, представляющую собой смесь аммиачной селитры, алюминиевого порошка и машинного масла. К вечеру четверга было заложено уже порядка 20 тонн взрывчатки, еще около 30 тонн было спущено под землю и подготовлено к закладке. Именно при производстве этих работ в 20.33 в 114-м буро-доставочном штреке, где находились 18 горняков, и прогремел взрыв. По предварительным данным, четверо шахтеров, находившиеся непосредственно возле машины по закладке взрывчатки, погибли сразу, еще восемь стали жертвами возникшего пожара. Неразорвавшуюся взрывчатку разметало по штрекам, и она горела до утра следующего дня.

В момент аварии в выработках Расвумчоррского рудника работало, как выяснилось, 98 шахтеров. Большая часть из них выбралась на поверхность самостоятельно. Но из аварийного 114-го штрека поднялись только шестеро. Их сразу отправили в горбольницу. У трех пострадавших медики зафиксировали признаки баротравмы -- переломы, ушибы, разрыв барабанных перепонок и отравление газом. Еще трем помощь была оказана амбулаторно.

Тела 12 погибших шахтеров горноспасатели извлекли только днем в пятницу. Из-за высокой температуры и загазованности специалисты долго не могли подойти к аварийному штреку, к тому же в эпицентре взрыва произошли значительные разрушения.

Выяснением причин аварии занялись комиссия «Ростехнадзора» и управление СКП по Мурманской области, которое сразу же возбудило уголовное дело о «нарушении правил безопасности при ведении горных работ». Свое расследование начала и компания «Фосагро», которой принадлежит контрольный пакет акций АО «Апатит».

По мнению гендиректора «Фосагро» Максима Волкова, причиной аварии мог стать «взрыв закладочной машины МЗКС-160», хотя в компании при этом отметили, что «оборудование, которым производилось заряжание, прошло необходимые проверки и было допущено к применению».

Однако шахтеры и специалисты-взрывотехники эту версию посчитали маловероятной. АС-8 считается одной из самых безопасных взрывчаток -- она не детонирует ни от удара, ни от искры, и для ее подрыва необходимы специальные детонаторы. А в закладочной машине МЗКС-160 их просто нет. Детонаторы доставляются к месту взрывных работ отдельно и устанавливают в уже залитые шурфы. Сумевшие же выбраться из аварийного штрека шахтеры, по предварительной информации, рассказали, будто взрыв произошел сначала в одной из скважин, и только после этого сдетонировали несколько соседних шурфов, после чего начался пожар. Впрочем, как и это могло произойти, также не понятно. При подготовке взрывных работ все закладки объединяются в общую электроцепь и подключаются к детонаторам в самый последний момент -- после эвакуации всех людей.

Эдуард ЛОМОВЦЕВ
//  читайте тему  //  Аварии на шахтах