|
|
N°65, 12 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
АО «Пупкин»
Японцы не оценили шутку контрабандистов
Японские власти начали на практике применять новые правила захода в свои порты российских рыболовных судов. Первый траулер с нашим триколором на мачте, но с поддельными документами пограничной и таможенной служб был арестован уже 8 апреля, причем при достаточно курьезных обстоятельствах.
Судно «Акваресурс-1» задержано японцами в порту Ханасаки, куда рыбаки доставили партию глубоководного разношипного краба, выловленного, с их слов, в российских территориальных водах с соответствующим оформлением в сахалинском порту Холмск. В подтверждение капитан предъявил грузовую таможенную декларацию (ГТД), которая на первый взгляд выглядела как настоящая. Однако тот, кто изготовил этот документ, обладал чувством юмора и в графу «собственник судна» внес акционерное общество Pupkin (Пупкин), якобы зарегистрированное в Северо-Курильске.
Портовые власти не оценили шутку и задержали судно до выяснения обстоятельств. Таможня Ханасаки направила сомнительную ГТД через российское посольство своим сахалинским коллегам с просьбой проверить подлинность документа. В то же время из северо-курильской администрации в порт пришел ответ на запрос, из которого следовало, что никакого «Пупкина» в этом городе нет. Пока «Акваресурс-1» остается в Японии. Но уже в ближайшие дни, по всей видимости, судно вместе с грузом будет выдворено из страны.
Между тем не исключено, что веселые краболовы подложили большую свинью всем остальным дальневосточным рыбакам, в том числе и тем, кто легально реализует улов в японских портах. В обращении японских властей в посольство России прямо говорится о том, что если подозрения таможенников Ханасаки официально подтвердятся и выяснится, что им предъявлен фальшивый документ, Токио «приостановит решение пропускать в свои порты российские суда при наличии ГТД».
Это значит, что траулеры с Камчатки, Сахалина и из Приморья вообще не смогут заходить с уловом в японские порты по крайней мере до следующего раунда межгосударственных переговоров.
Вдобавок инцидент произошел на фоне более строгого, чем прежде, отношения к нашим рыбакам в Стране восходящего солнца. В конце прошедшей недели министр рыболовства Японии Цутому Танабе заявил о грядущем запрете погрузки легковых автомобилей на российские траулеры, которые таким образом якобы дезорганизуют работу местных портов. А в конце марта нашим рыбакам запретили сход на японский берег.
Дело в том, что японский закон «О регулировании рыболовства иностранцами» до недавнего времени применялся по отношению к россиянам весьма либерально. Экипажи рыболовных судов даже были специальным распоряжением фактически приравнены к морякам торгового флота, что давало им право в течение 15 дней после прибытия свободно сходить на берег для отдыха, покупок и осмотра достопримечательностей. Однако японское правительство опротестовало распоряжение рыбного министерства, после чего выяснилось, что покидать борт судна могут только те члены экипажа, кто занимается оформлением документов в порту и закупает топливо и провиант. В результате уже несколько десятков рыбаков, собиравшихся привезти из рейса подержанные машины и холодильники, вернулись домой несолоно хлебавши.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток