|
|
N°64, 11 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Авиационно-космические системы
Этот вариант кажется наиболее реалистичным хотя бы потому, что разработчики стараются максимально использовать уже имеющуюся в их распоряжении технику. В частности, самолеты-носители создаются на базе уже имеющихся моделей. С точки зрения туристического бизнеса они тоже наиболее удобны, поскольку не требуют каких-либо специальных условий для старта. Полет в космос может начаться на наиболее удобном для пассажиров аэродроме.
Eclipse Astroliner -- американская авиационно-космическая система. Самолет Боинг-747 буксирует ракетоплан как планер до некоторой высоты, где последний отделяется. Затем запускается ракетный двигатель на керосине и жидком кислороде, разгоняющий ракетоплан до скорости, обеспечивающей подъем до 183 км.
Cosmos Mariner. Представляет собой самолет-носитель с двумя воздушно-реактивными двигателями и установленной сверху капсулой экипажа без крыльев, с ракетным двигателем. Взлет должен производиться с прибрежного аэродрома около Хьюстона. Через 20 минут после старта комплекс оказывается над океаном на высоте 12 км при скорости 850 км/ч. После отделения капсулы запускается ее ракетный двигатель тягой 40 т. Через 130 секунд достигается скорость 7500 км/ч и высота 60 км. Еще через 100 секунд экипаж переваливает 100-километровую отметку. Спуск парашютный.
М-55X. Этот российский проект был представлен компанией «Суборбитальная корпорация» в марте этого года в подмосковском Жуковском. Комплекс, состоящий из самолета-носителя «Геофизика» М-55 и ракетоплана C-XXI, спроектировали специалисты Экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева. В ракетоплане, оснащенном твердотопливным ракетным двигателем, размещаются один пилот и два пассажира. Его масса 3 т, размах крыла 5,4 м, длина 7,7 м.
C-XXI устанавливается сверху на фюзеляж «Геофизики», которая набирает высоту и выполняет маневр «горка». В верхней точке траектории, при подъеме примерно на 17 км, на скорости около 800 км/ч происходит отделение ракетоплана. Почти сразу запускается ракетный двигатель, обеспечивающий разгон до 5200 км/ч на высоте 50 км. Дальше движение продолжается по инерции, и космические путешественники оказываются за 101-м километром, в течение трех минут пребывая в состоянии невесомости. Спуск и посадка на аэродром «по-самолетному».
ARS. Еще один российский проект, предполагающий связку самолет--ракетоплан. Причем в качестве носителя разработчики предлагают использовать сверхзвуковой перехватчик МиГ-31С. Ракетоплан крепится к фюзеляжу снизу, между стойками шасси, и доставляется на высоту 21 км со скоростью 2700 км/ч. В итоге ракетоплан получается легче (1750 кг), меньше (размах 3,1 м, длина 5,7 м) и дешевле. Кроме того, разработчики из Московского авиационного института намерены оснастить космическую ступень гибридным ракетным двигателем, имеющим раза в полтора большую энергетическую эффективность, чем твердотопливный, поскольку в нем используются твердое горючее и сжиженный кислород. Заявленная цена билета 20 тысяч долларов.
Владимир МАКСИМОВСКИЙ, зам. главного редактора журнала Airfeet. Russian Air Force, aircraft & space review, -- специально для га