|
|
N°64, 11 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Воздушно-космические самолеты
В этом варианте сами суборбитальные аппараты получаются более легкими, поскольку для набора высоты используется подъемная сила их крыльев, а воздушно-реактивные двигатели самолетов используют атмосферный кислород. Все это позволяет экономить на запасах горючего и окислителя по сравнению с чисто ракетным вариантом. К тому же ВКС можно использовать многократно.
XVan 2001. Этот американский воздушно-космический самолет имеет массу 3600 кг, размах крыла 7 м, длину 10,4 м. Два воздушно-реактивных двигателя J-85 обеспечивают подъем на 11 км. Дальше начинает работать ракетный двигатель до достижения скорости 4000 км/ч и высоты 50 км. Максимальная перегрузка до 4,5 ед.
Ascender. Аналогичная схема: самолет оборудован двумя воздушно-реактивными двигателями и одним жидкостным. На дозвуковой скорости и высоте 8 км запускается ЖРД, увеличивая вертикальную составляющую скорости до 3000 км/ч, что гарантирует подъем за 100 км.
Aurora. Еще один американский самолет, который отличается тем, что в его жидкостном ракетном двигателе планируется применять смесь из керосина и перекиси водорода.
Владимир МАКСИМОВСКИЙ, зам. главного редактора журнала Airfeet. Russian Air Force, aircraft & space review, -- специально для га