Время новостей
     N°231, 12 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.12.2008
Хорошие деньги в хорошее место
Конгресс США дал «большой детройтской тройке» 14 млрд долларов
Крупнейшие американские автоконцерны наконец дождались первого положительного решения властей о финансовой помощи в период кризиса. Конгресс США в среду одобрил законопроект о краткосрочных кредитах для автопрома в размере 14 млрд долл. «Большая детройтская тройка» -- General Motors Corp., Chrysler LLC. и Ford. -- просила 34 млрд долл., правда, последний из них, не дождавшись решений конгресса, отказался от государственного финансирования и заявил, что не испытывает проблем с ликвидностью. Эксперты же говорят, что столь масштабной интервенции со стороны властей американская промышленность не видела десятилетия.

Согласно «Акту о финансировании и реструктуризации автоиндустрии», предложенному Демократической партией США, американский автопром получит миллиарды долларов, а правительство США -- долю в автоконцернах и право непосредственно руководить процессом реструктуризации отрасли. За этот документ проголосовали 237 представителей конгресса, против -- 170. Теперь он направлен для рассмотрения в сенат, где целый ряд влиятельных сенаторов-республиканцев продолжает выступать против такого законопроекта. Как сообщило агентство Blooomberg, по оценкам республиканцев, для одобрения закона в сенате не хватает всего нескольких голосов: для утверждения необходимо 60 голосов из 100, а демократы до конца года располагают лишь 50. Сенаторы-республиканцы крайне негативно оценивают помощь автомобильной промышленности.

Суммарный убыток GM, Ford и Chrysler в первом полугодии этого года составил 28,6 млрд долл. Продажи новых автомашин в США под воздействием кризиса упали в ноябре на 37% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, вернувшись на уровень 1982 года.

Законопроект призван заставить компании провести реструктуризацию, чтобы обеспечить возврат кредитов. План реорганизации компании должны будут подготовить к 31 марта. Кроме того, как сообщает Bloomberg, документ предусматривает, что президент страны назначит так называемого «автомобильного царя», который будет обладать широкими полномочиями по регулированию деятельности автоконцернов, получивших госпомощь: он сможет, например, подать заявление о банкротстве, заставить компании досрочно вернуть госсредства или, напротив, выдать им дополнительные деньги. Этот чиновник также будет посредником на переговорах между профсоюзами, менеджментом, кредиторами, смежниками, а также сможет контролировать все сделки компаний на сумму более 100 млн долл. Автопроизводители, получив кредиты, будут вынуждены согласиться на ограничение зарплат топ-менеджеров и размера дивидендов. Проект также предусматривает, что правительство получит варранты на акции компаний на сумму, составляющую 20% от объема кредита.

Принятию законопроекта предшествовали длительные дискуссии и прения. По данным информагентств, в среду днем вице-президент США Ричард Чейни специально приезжал в Капитолий для встречи с сенаторами-республиканцами, чтобы убедить их поддержать документ. Белый Дом также уже официально объявил, что администрация Джорджа Буша одобрила законопроект. Кроме того, в среду официальный представитель администрации президента США Дана Перино назвала документ «эффективным и ответственным подходом» в решении проблемы. По ее словам, законопроект должен защитить американских налогоплательщиков и обеспечить краткосрочное финансирование только тех компаний, которые будут готовы пойти на реструктуризацию, необходимую для их рентабельности и конкурентоспособности. Президент США Джордж Буш в понедельник в интервью телекомпании АВС заявил, что следует тщательно проверить все аспекты функционирования автомобильных компаний, поскольку «не следует вкладывать хорошие деньги в плохое место».

Как сообщалось, правительство США, пытаясь спасти автогиганты, еще в конце сентября начало подготовку этого законопроекта. Предполагалось выделить компаниям 25 млрд долл. в виде долгосрочного кредита с низкой процентной ставкой, хотя ранее концерны просили 50 млрд долл.: 25 млрд в качестве займа и столько же на медицинское обеспечение сотрудников. На прошлой неделе General Motors, Ford и Chrysler представили в конгресс США планы по реструктуризации, попросив при этом выделить им для преодоления экономического кризиса 34 млрд долл. из госбюджета. Позднее General Motors и Chrysler заявили, что без срочной помощи к концу года они останутся совсем без денег. А Ford неожиданно заявил, что вообще отказывается от государственной помощи, поскольку не испытывает проблем с ликвидностью. По мнению аналитиков, причиной тому стало нежелание владельцев корпорации отдавать долю в компании государству.

Эксперты полагают, что средств, которые будут предоставлены автоконцернам, хватит лишь до марта 2009 года. Однако у новой администрации Белого Дома будет время на разработку дополнительных мер по поддержке автомобильной отрасли, сообщает Associated Press.

Правительство Швеции последовало примеру американских коллег и объявило вчера о том, что готово оказать финансовую помощь Volvo Cars и Saab Automobile в размере 2,65 млрд евро, сообщает агентство AFP. Меры правительства предусматривают финансирование научно-исследовательских разработок и выделение госкредита, говорится в заявлении правительства. Шведской компанией Volvo Cars владеет Ford, а Saab принадлежит General Motors. РИА НОВОСТИ


Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром