|
|
N°64, 11 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шпион оказался патриотом
ФСБ уличила ЦРУ в недозволенных методах работы
ФСБ объявила вчера о раскрытии очередных планов американской разведки по воровству российских военных секретов. Согласно сообщению контрразведчиков, сотрудники ЦРУ пытались завербовать, причем самыми грязными методами, одного из ответственных сотрудников «закрытого» НИИ Минобороны. Впрочем, громкого продолжения новый шпионский скандал не обещает. Россиянин, попавший в разработку «цэрэушников», как признались сотрудники ФСБ, с самого начала работал под их контролем. Заблаговременно Россию покинул и один из американцев, контактировавший с якобы завербованным агентом, так что даже дипломатических нот, похоже, тоже не последует. Главным результатом выступления ФСБ, судя по всему, стало их «моральное удовлетворение» -- контрразведчики публично «засветили» двух сотрудников ЦРУ, вербовавших нашего ученого. Это сотрудник посольства США в одной из стран СНГ (страна не называется, очевидно, в интересах ее спецслужб) Дэвид Робертсон и уже бывший третий секретарь консульского отдела посольства в Москве Юнджу Кенсинджер.
По информации из ФСБ, шпионская история началась в апреле 2001 года довольно необычным образом. В столице неназываемой страны СНГ местная полиция подобрала на улице мужчину, находившегося явно не в себе и имевшего при себе только российский паспорт и просроченный билет до Москвы. Объяснить человек ничего не мог, и его передали в посольство РФ. Там мужчина, которого сотрудники ФСБ называют Виктором, рассказал лишь то, что ничего вспомнить -- как тут оказался и что с ним произошло -- не может. Россиянина отправили домой, где и выяснилось, что он является сотрудником секретного НИИ Минобороны (занятого разработкой, по некоторым сведениям, систем наведения ракет) и попал в совершенно дикую историю, которой, учитывая его профессию, заинтересовались спецслужбы.
Как признался Виктор, он еще с начала 90-х годов пытался найти родственников, когда-то уехавших в США.
Учитывая место работы, во избежание сложностей с особистами, запросы американским властям он передавал через посольство не в Москве, а в одной из стран СНГ. Проблем там никогда не было, но в апреле 2000 года случилось нечто непонятное: во время приема в посольстве он потерял контроль над собой и был, как потом вспомнил, подвергнут жесткому допросу. Проведенное же сразу после приезда в Москву медобследование показало, что Виктор испытал сильнейшее психотропное воздействие. В любом случае, Виктор помнил, что американцы (среди них был Робертсон), поручили ему ждать какого-то письма.
Учитывая патриотизм самого Виктора, в ФСБ решили начать «игру». Вскоре ему пришло безобидное внешне письмо, на котором после смачивания водой проступил текст инструкций от ЦРУ. В них указывалось, как, когда и где ему далее надлежит принимать сообщения и какие сведения надо передавать. По данным ФСБ, Виктор провел две тайниковых операции -- в июле 2001-го и январе 2002 года. Груз для него (что было заснято контрразведчиками) оставляла Кенсинджер, один раз -- в парке «Сокольники», другой -- в лесополосе у Рязанской железной дороги. «Передачи» (они прятались в контейнер в виде старого пакета из-под сока) состояли из списка заданий, инструкций по конспирации, специальных химикатов и средств для тайнописи, скрытой съемки и т.д. Передали в два приема агенту и 25 тыс. долларов премиальных. Почему в ФСБ решили объявить об этом лишь сейчас, не сообщается. Известно лишь, что г-жа Кенсинджер (гражданка США корейского происхождения) покинула Россию ранее заявленного срока 29 марта. Посольство США от комментариев отказалось.
Виктор ПАУКОВ
Виктор ПАУКОВ