|
|
N°64, 11 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Союз труда и капитала
Правительству предложено скорректировать социальную политику
Социальная сфера вполне может быть самоокупаемой и не требовать от бюджета бесконечных безвозмездных вливаний, если политику в этой области строить на принципах страхования. Таким итогом завершилась дискуссия, которую с января прошлого года вели представители Российской трехсторонней комиссии (РТК) социального партнерства - правительства, профсоюзов и работодателей.
Понравиться ли этот итог Белому дому, партнеры пока не знают. Но они готовы в ближайшие два месяца подготовить пакет всех необходимых законопроектов и, заручившись поддержкой правительства, провести их через Думы до конца года. Так от имени трехсторонней комиссии заявил вчера первый заместитель министра экономического развития и торговли (МЭРТ) Михаил Дмитриев, на взгляд которого, в РТК выработана основа для «достаточно серьезных решений».
На первый взгляд, чего-либо «серьезного» в намерениях трехсторонних партнеров нет. Правительство (с подачи МЭРТ) готовится объединить два внебюджетных фонда: Фонд социального страхования (ФСС, который оплачивает «больничные», «декретные», путевки в детские лагеря и санатории) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС, который платит больницам и поликлиникам за лечение трудоспособных россиян). А РТК предлагает не сливать фонды. На деле это означает призыв к правительству, если не изменить, то скорректировать ту социальную политику, которой оно придерживалось в последние два года, сделав ставку на единый социальный налог.
Соцналог вводился взамен страховых взносов. Причем, МЭРТ уверял, что налог не отменит страхования. Принципиальную разницу между налогом и страхованием пытался тогда доказать социальный блок правительства. Налог - это безвозмездный платеж. То есть, уплатив его, человек не вправе требовать чего-либо взамен. Страховой же взнос для того и платиться, чтобы при необходимом случае получить вполне конкретную услугу. Но есть и оборотная сторона. Если государство собирает соцналог, то оно должно гарантировать социальные блага каждому гражданину независимо от того, уплатил он налог или нет. При страховании же на блага может рассчитывать только тот, кто уплатил страховые взносы.
РТК, по словам Михаил Дмитирева, предлагает развивать страховые принципы. Судя по всему, в МЭРТ почувствовали разницу между налогом и взносом поле того, как решили объединить два фонда. Слить фонды воедино хотели для того, чтобы ФСС, у которого был излишек доходов, помог ФОМСу, у которого был дефицит. Но за год ФСС тоже вошел в дефицит. В такой ситуации государство, которое собирает соцналог, обязано было бы помогать обоим фондам бюджетными деньгами. РТК, по сути, предлагает избавить казну от дополнительных трат на «социалку». Г-н Дмитриев уверяет, что новое предложение утроило представителей других заинтересованных министерств (Минфин, Минтруда), которые участвовали в работе РТК. По его словам, партнеры в ходе напряженной работы разработали ряд мер, направленных на кардинальное улучшение существующих систем страхования. Все разработанное, на его взгляд, может стать основой «довольно серьезных решений»
Но не известно, примет ли эту основу правительство, которое ждет от МЭРТ законопроектов, необходимых для слияния фондов. Как и не известно, может ли МЭРТ в разрез со своими прошлогодними идеями, пролоббировать новую. Пока Михаил Дмитриев рассчитывает на помощь лишь профсоюзов и работодателей.
Виктор ХАМРАЕВ