Послезавтра, 14 декабря, в Туркмении большой праздник: страна выбирает депутатов меджлиса (парламента) 4-го созыва. Это первые парламентские выборы в эпоху «Нового возрождения», как принято официально называть время правления второго президента, Гурбангулы Бердымухамедова. Как раз спустя неделю после выборов, 21 декабря, этой эпохе исполнится два года. В этот день в 2006 году
было сообщено о смерти Сапармурата Туркменбаши Великого, а к власти (путем отстранения от нее в тюрьму законного по конституции преемника -- спикера парламента
Овезгельды Атаева) пришел министр здравоохранения Бердымухамедов.
Парламентские выборы проходят в «соответствии с приоритетами Конституционной реформы, инициированной президентом Бердымухамедовым в целях укрепления и развития демократических процессов в Туркмении». В стране сроком на пять лет будут избраны 125 депутатов на конкурентной основе. Это новшество для страны, в борьбу за место в парламенте уже включились 288 кандидатов. Как утверждает туркменский официоз, они «знакомят электорат со своими предвыборными программами».
Вот как рассказывает о том, как проходит это «знакомство», один из корреспондентов Британского института войны и мира (IWPR): «Учительница одной из школ Дашогузского велаята на севере страны рассказала, что всех преподавателей директор школы отправил на встречу с кандидатом и обязал каждого задать подготовленный вопрос, чтобы разговор был интересным. Но случился казус, одна учительница задала незапланированный вопрос, кандидат растерялся. Не знал, что отвечать, стал оборачиваться в сторону сопровождающих его людей, и собрание срочно прекратили». Институт со ссылкой на свои источники в Туркмении рассказывает, что в некоторых хякимликах (местных органах власти) на вопрос, где познакомиться с кандидатом в депутаты, отвечают: «Приходите 14 декабря на выборы, там будут вывешены плакаты с их биографиями».
«Я своего кандидата не знаю и знать не хочу, поскольку от него ничего не будет зависеть, как «наверху» скажут, так и будет, -- говорит пожилая учительница русского языка, работавшая на предыдущих выборах членом участковой избирательной комиссии. -- В Туркмении не создано никаких предпосылок для проведения демократических выборов, наивно ожидать активной агитации и реальной предвыборной борьбы".
Туркменские власти нисколько не озабочены подобными настроениями. Руководство страны усвоило главную «избирательную истину»: какими бы ни были выборы, они будут признаны легитимными и даже демократическими, если такой вердикт вынесут международные наблюдатели. Подобные оценки были абсолютно безразличны Туркменбаши Великому, впрочем, как и все, что говорили за пределами его страны о нем самом и его режиме. Но для нынешнего туркменского властителя, уже названного «великим лидером», эти оценки важны. Поэтому он впервые пригласил на выборы международных наблюдателей.
Первыми из них стали наблюдатели СНГ, их миссия, возглавляемая председателем исполкома СНГ Сергеем Лебедевым, уже выпустила 8 ноября промежуточный отчет. В нем сказано, что предвыборная агитация проходит в обстановке свободного обмена мнениями и открытости». В тот же день впервые прибыла в Туркмению и «Группа поддержки по выборам» Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). В ашхабадском центре ОБСЕ во избежание кривотолков сразу предупредили, что «это не наблюдатели, а эксперты, и у них не запланированы встречи с журналистами». Подобный статус избавляет группу от необходимости давать какие-либо оценки выборам...
США вообще отказались от отправки наблюдателей. Судя по заявлению заместителя помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Джорджа Крола, в этом нет необходимости: «Выборы в Туркмении не будут соответствовать международным стандартам, в этой стране нет политического плюрализма». Ведь в этой стране на законодательном уровне не разрешено создавать партии, проводить демонстрации.
Несмотря на отсутствие признаков предвыборной активности, туркменские власти предпринимают некоторые упреждающие меры. Как сообщает правозащитный интернет-портал «Хроника Туркменистана» (chrono-tm.org), «сейчас в Туркмении блокированы все мобильные телефоны корреспондентов радио «Свобода» («Азатлык») и других неблагонадежных граждан, в том числе обслуживаемые российской компанией МТС. При этом сотрудники российской компании не реагируют на жалобы тех, чьи телефоны отключены, либо отсылают их в офисы туркменских операторов связи».
Туркменское руководство справедливо полагает, что все эти мелочи не скажутся на результатах выборов. Они обязательно подтвердят правильность курса, намеченного «великим лидером» туркменского народа Гурбангулы Бердымухамедовым. Как это подтвердила очередная амнистия, проведенная на днях в Туркмении. На волю вышли 390 заключенных. Две трети из них были осуждены в этом году, в основном наркоманы и наркодилеры. Политических зэков амнистия не коснулась. А через неделю после выборов, в ознаменование двухлетия восшествия «великого лидера» на «туркменский престол», по просьбам трудящихся им будет сделан подарок: из гимна будут удалены все три упоминания Туркменбаши.
Когда это свершится, настанет время Бердымухамедову удовлетворить и давнее желание Кремля: принять приглашение прибыть с визитом в Москву. «Я думаю, что где-то в следующем году, в третьей декаде марта», -- снисходительно сообщил «великий лидер», принимая 9 декабря в Ашхабаде первого вице-премьера России Виктора Зубкова. В Москву в качестве подарка он скорее всего привезет вышедшие на днях из печати первый том своих избранных сочинений "К новым высотам прогресса" и фолиант «Летопись великих свершений», где собраны «ценные инициативы и прогрессивные начинания президента». Так что будет нам счастье.