Сегодня в Брюсселе
продолжит работу двухдневный саммит Евросоюза. Он посвящен итогам председательства Франции, а также вызовам, стоящим перед «Объединенной Европой». Среди них -- провал Лиссабонского договора на референдуме в Ирландии: в июне 53% его участников сказали «нет» основному закону будущей европейской сверхдержавы. Дублин вчера дал понять, что повторный референдум может состояться «к концу октября 2009 года».
Но для этого Евросоюз должен выполнить ряд условий: гарантировать нейтралитет Ирландии и сохранение особенностей ее налоговой системы. Еще ирландцы хотят, чтобы из-за Лиссабонского договора не был отменен действующий у них запрет на аборты. Также они хотят закрепить за собой один из постов еврокомиссара. Консультации руководства ЕС с ирландской делегацией продолжатся сегодня.
С 1 июля Евросоюз на полгода возглавила Франция. Ее президент Николя Саркози одним из главных приоритетов французского председательства сразу же назвал вступление в силу Лиссабонского договора до 1 января 2009 года. Жизнь быстро внесла коррективы в смелые планы французского президента. Уже в августе ему пришлось стать посредником в урегулировании военного конфликта на Кавказе. А затем он бросился сплачивать европейцев на борьбу с мировым финансовым кризисом.
За пару часов до открытия нынешнего саммита финансово-экономические проблемы вызвали скандал между Великобританией и Германией. Лондонская газета «Файнэншл таймс» опубликовала заявление германского министра финансов Пеера Штайнбрюка, назвавшего финансовую политику британского правительства «глупым кейнсианством». По его словам, правительство Гордона Брауна «разбрасывает миллиарды», оставляя будущее поколение британцев с огромными долговыми обязательствами. В ответ британский министр по делам детей, школ и семьи Эд Боллз обвинил в неэффективной экономической политике правительство Германии.
После рождественских и новогодних праздников в странах ЕС начнут готовиться к выборам в Европарламент, которые состоятся в июне. Предстоит также избрать председателя Еврокомиссии. А ратификацию Лиссабонского договора всеми 27 странами -- членами ЕС теперь откладывают на конец 2009-го -- начало 2010 года.
Как раз завтра Лиссабонскому договору исполняется один год. Год тому назад, 13 декабря 2007 года, в португальской столице Лиссабоне состоялось подписание Договора о реформах Евросоюза. Новый основной закон назвали Лиссабонским договором по аналогии с Римским договором, заключенным в марте 1957 года в столице Италии шестью странами, ставшими основателями предтечи Евросоюза -- Европейского экономического сообщества.
Лиссабонский договор -- это облегченный вариант европейской конституции, проваленной в 2005 году на референдумах во Франции и Голландии. Текст договора был одобрен на неформальном саммите Евросоюза в октябре 2007 года в Лиссабоне. Европейские лидеры в этой связи тогда много говорили о Единой Европе, «простирающейся от северных морей до Средиземного моря, от Атлантики до Черного моря, которой предстоит играть особую роль в мире».
На состоявшемся тогда же в португальском городе Мафра саммите Россия--ЕС руководство Евросоюза поздравил с этим договором тогдашний российский президент Владимир Путин. "Единая Европа становится новой сверхдержавой -- 27 стран с населением 500 млн человек и внушительным экономическим потенциалом, что вписывается в пропагандируемую Москвой концепцию многополярного мира», -- сказал «Времени новостей» Жоржи Каштилью, главный редактор португальской газеты «Центр». «В экономическом плане у США появляется жесткий, наступающий на пятки конкурент. Но Вашингтон славится умением подбирать и ставить «своих людей» во главе многих организаций и стран», -- считает собеседник «ВН».
Европейцы договорились, что Лиссабонский договор будет вынесен в каждой стране не на референдум, а на обсуждение парламента. (Только ирландцы сохранили за собой право вынести договор на референдум). Исключить референдумы предложил французский президент Николя Саркози. По его логике, документ необязательно выносить на всеобщее обсуждение, так как в нем отсутствует даже намек на единую конституцию и нет символов единого государства: флага и гимна. Правда, есть должность президента Евросоюза, избираемого на два с половиной года. Впрочем, юристы подсчитали, что на 96% Лиссабонский договор сохраняет основные положения текста провалившейся евроконституции.
Все были уверены, что на этот раз ратификация документа пройдет гладко. Весной 2008 года даже появился список кандидатов на пост президента ЕС. Первыми в нем значились экс-премьер Великобритании Тони Блэр и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Примечательно, что оба политика выступают за тесное сотрудничество ЕС с США. В марте 2003 года на мини-саммите на Азорских островах они вместе с тогдашним испанским премьером Хосе Мариа Аснаром безоговорочно поддержали озвученный президентом Джорджем Бушем «ультиматум Саддаму Хусейну» и последовавшее затем вторжение американских войск в Ирак.
Планы брюссельских бюрократов рухнули в июне, когда Лиссабонский договор провалился на плебисците в Ирландии. Николя Саркози вступил в активные контакты с ирландцами. Но переломить ситуацию пока не удалось. «За две недели до конца 2008 года не будет большим преувеличением сказать, что председательство Франции не оправдало ожиданий: было больше слов, чем дел, -- считает бывший президент Португалии Мариу Соареш. -- Председательство в Евросоюзе переходит Чешской Республике, где превалируют сомнения относительно будущего ЕС. Так что ратификация договора всеми 27 странами-членами в первом семестре 2009 года вообще маловероятна».
Президент Чехии Вацлав Клаус уже заявил, что подпишет Лиссабонский договор только после его ратификации Ирландией. По той же причине не подписывает документ польский президент Лех Качиньский. (В некоторых странах даже после одобрения договора парламентом его еще должен одобрить президент.) Таким образом, перспектива ратификации Лиссабонского договора отодвигается по крайней мере до 1 января 2010 года.
«Необходимо уважать решение ирландского народа, не оказывать давления на его свободное волеизъявление. Он должен сделать это сам, по собственной инициативе, без нажима из Брюсселя, -- заявил «ВН» Мануэл Алегри, депутат португальского парламента от правящей Соцпартии. -- Конечно, скорейшая ратификация договора желательна, но сейчас невозможно сказать, когда это произойдет». По его убеждению, «договор необходим для решения институциональных вопросов, налаживания механизмов принятия решений, координации экономической политики и достижения большей социальной сплоченности». «Нам нужна Европа с большей свободой действий в экономике и политике», -- считает известный политик, который, как полагают, станет следующим президентом Португалии.
Что касается кандидатов в президенты ЕС, то Мануэл Алегри отмечает: «Недостатка в претендентах на этот пост не будет. Но ни Тони Блэр, ни Жозе Мануэл Баррозу не дают гарантий построения демократической, независимой Европы».