Время новостей
     N°230, 11 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.12.2008
Постный год
Мосгордума утвердила бюджет-2009
Мосгордума утвердила вчера самый скромный бюджет с момента дефолта 1998 года. Причем эта вынужденная бережливость, судя по всему, далась нелегко составителям главного финансового документа Москвы. По крайней мере, как с сожалением отметил вчера руководитель департамента финансов города Юрий Коростелев, Москва привыкла вести активную инвестиционную и социальную политику. Но даже при сохранении неизменными так называемых «защищенных статей» расходов (на зарплаты бюджетников, обеспечение льготников и пенсионеров) и в социальной сфере чиновникам пришлось искать резервы для экономии.

К третьему чтению московский бюджет, изначально верставшийся еще до кризиса, подошел уже в изрядно секвестрированном виде. В частности, по словам г-на Коростелева, «исходя из фактически складывающейся неукомплектованности штатных должностей», на 5% в будущем году будут снижены расходы на оплату труда бюджетников и госслужащих. Кроме того, всем городским учреждениям «дано поручение о предельной экономии потребляемых коммунальных услуг», в связи с чем и эти расходы бюджетных организаций в среднем снизят на 3%. «Мы, как и планировали, будем увеличивать зарплату бюджетникам три раза в год, а также доведем до двух прожиточных минимумов городские пенсии и выполним ранее объявленные обязательства по другим доплатам социального характера», -- при этом как мантру повторял главный финансист города.

По подсчетам руководителя бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игоря Антонова, в среднем расходы на социалку по сравнению с первой версией бюджета сократятся на 5,9%, до 525 млрд руб. Куда более серьезно чиновники решили сэкономить на строительстве социальной инфраструктуры. Так, по словам г-на Антонова, статья расходов на строительство социального жилья сократится на 27 млрд руб. Из необходимых на 2009 год 2,7 млн кв.м жилых площадей только 1,8 млн кв.м может быть построено за счет города, считает руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина. Впрочем, остальные площади под социальное жилье чиновники, как сообщалось ранее, приобретут у застройщиков.

На 4,5 млрд руб. сократятся капитальные вложения в медицинскую сферу, в результате чего город недосчитается семи новых поликлиник. По словам г-жи Оглоблиной, в связи с сокращением инвестиционных намерений городских застройщиков и снижением объемов нового жилья столица сможет временно отказаться от строительства новых детских садов, школ и физкультурно-оздоровительные комплексов (из 50 запланированных будет построено меньше половины). Также будут сокращены ассигнования на развитие жилищно-коммунального хозяйства (на 16% от ранее запланированных расходов), транспортной инфраструктуры (на 16%), топливно-энергетического комплекса (30%) и дорожное строительство (22%). В целом так называемая оптимизация социальных расходов, по подсчетам чиновников, позволит сэкономить порядка 50 млрд рублей.

При этом дополнительную нагрузку на горожан в виде запланированного с 1 января будущего года повышения тарифов на коммунальные услуги (в среднем на 27%) московские власти пока пересматривать не собираются. Напомним, что о возможном пересмотре темпов повышения тарифов на прошлой неделе во время прямого эфира с россиянами заявил премьер-министр Владимир Путин, после чего началось активное обсуждение этой болезненной для потребителей темы в кабинетах Белого дома. Но Москва в этих дискуссиях, похоже, пока участвовать не собирается. «Декларация не документ, -- заявил «Времени новостей» депутат Игорь Антонов. -- Когда будут внесены новые параметры индексации тарифов, тогда, возможно, будем менять». По его словам, вопрос во многом будет зависеть от готовности федеральных властей субсидировать потери ресурсоснабжающих организаций города. Иначе, говорит г-н Антонов, для коммунальщиков и энергетиков, которые и так вынуждены сокращать свои инвестиционные программы, «это будет катастрофой».

Со своей стороны московское правительство готово оказать финансовую помощь, например, городским электросетевым компаниям. В частности, проект бюджета предусматривает взнос в размере чуть более 7 млрд руб. в уставный капитал Московской объединенной энергетической компании.

Кроме того, существенная часть средств пойдет на поддержку хозяйствующих субъектов, имеющих определяющее значение для сохранения производственного потенциала реального сектора экономики города. По словам Юрия Коростелева, последняя редакция бюджета предусматривает, в частности, создание финансового резерва в размере 30 млрд руб. для возможности «оперативно оказывать антикризисную поддержку» компаниям в виде городских субсидий или бюджетных инвестиций. Еще 50 млрд руб. на «поддержку финансового рынка и отраслей экономики» в 2009 году будет «переброшено» по результатам исполнения бюджета завершающегося года. Как пояснил «Времени новостей» г-н Антонов, распределяться эти деньги будут исключительно по усмотрению правительства Москвы. «Мы этот процесс сможем контролировать только при помощи Счетной палаты», -- признал он.

Правда, долго ждать мнения городских аудиторов не пришлось. Во время обсуждения бюджета председатель контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских отметил отсутствие прозрачного механизма распределения средств так называемого резервного фонда. Кроме того, по словам г-на Двуреченских, и в целом бюджет лишен конкретики. «Он не содержит полной картины того, как в конечном итоге будет выглядеть расходная часть казны, не указана информация о конкретных объемах бюджетных ассигнований по каждому ведомству, целевым статьям и видам расходов», -- перечислил он свои претензии. Смутило представителей КСП и то, что «не полностью отражена в бюджетных показателях информация об объемах сокращения финансовых обязательств города, касающихся пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат населению».

Все недостатки чиновники тут же объяснили спешкой и тем, что им «впервые пришлось корректировать документ подобного масштаба в сторону уменьшения».

Представителей оппозиционных фракций КПРФ и «Яблоко -- Объединенные демократы» отговорки чиновников не убедили, и они единогласно назвали бюджет-2009 «неадекватным» сложившейся в стране ситуации. Примечательно, что и поддержавшие представленный проект документа единороссы отметили, что городские финансисты могли бы быть аккуратнее в распределении средств казны. В частности, г-н Антонов в беседе с журналистами сетовал на «избалованность» московских чиновников, которые систематически закладывали большие, чем необходимо, средства, а теперь вынуждены их перетасовывать. «Обычно в ходе рассмотрения бюджета в третьем чтении депутаты ломают копья вокруг распределения дополнительно выявленных доходов, стремясь наиболее эффективно освоить их, -- пояснил он. -- Сейчас же задача осложнена тем, что приходится сокращать бюджетные ассигнования на конкретные цели, по которым ранее уже были приняты предварительные положительные решения. А это весьма болезненно».

Впрочем, составляющие большинство представители «Единой России» за главный финансовый документ 2009 года проголосовали. Но, как считают в бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы, в любом случае он вернется к законодателям уже в первом квартале следующего года, когда ситуация на финансовых рынках и в экономике страны будет более ясной.

Сейчас в целом документ предусматривает, что наполняемость городской казны в 2009 году составит 1,387 трлн руб. (в результате прогнозируемого сокращения доходов от нефтегазового сектора на 143,3 млрд руб.). А расходные обязательства, сокращенные после оптимизации почти на 202 млрд руб., составят 1,462 трлн руб. Таким образом, дефицит городского бюджета будет рекордно низким -- около 75 млрд рублей.

Юлия ХОМЧЕНКО
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис