Время новостей
     N°64, 11 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.04.2002
Как грамотно «нарезать» Российскую Федерацию
Молодой федерализм в России требует укрепления. К такому выводу пришли участники «круглого стола» по проблемам законодательного обеспечения федерализма и региональной политики. «Без фундаментального правового обеспечения федеративных отношений федерализм в России в лучшем случае превращается в формальную политическую декларацию, а в худшем -- в бюрократический унитаризм или конфедерацию», говорится в документе, составленном по итогам совещания.

Депутаты, сенаторы, ученые и чиновники Министерства экономического развития и торговли (это ведомство развивает федерализм вместо упраздненного Министерства федерации) собрались, чтобы обсудить новый законопроект, предложенный думским комитетом по региональной политике. Собравшиеся признали проект закона «Об административных границах субъектов РФ» весьма своевременным, ибо, как сказал сенатор Леонид Рокецкий, «проблемы границ будоражат практически все субъекты, кроме разве что Калининграда».

Согласно проекту, субъекты имеют право изменить существующие между ними границы, но только по «взаимному согласию, определяемому итогами проведенных в них референдумов». Причем инициировать вопрос «об изменении или установлении границы имеют право законодательные органы власти, или высшие должностные лица субъектов, или правительство России».

Несмотря на благосклонное отношение к думской инициативе, участники совещания признали, что «пользоваться законом надо будет очень осторожно». Похоже, законопроект ждет нелегкая судьба. Зампред комитета по делам федерации и региональной политике Владимир Лысенко даже сказал корреспонденту газеты «Время новостей», что скорее всего Дума не примет закон в ближайшее время, поскольку он «может привести к проблемам в субъектах».

В случае принятия закон «О границах субъектов», несмотря на осторожные формулировки, действительно может грозить неокрепшему российскому федеративному организму неприятностями. Разрешением строить по-своему границы могут воспользоваться северокавказские республики, между которыми в некоторых случаях (как, например, между Ингушетией и Чечней) вообще нет официальных границ. Да и прочие субъекты этого региона давно изводят друг друга территориальными притязаниями. Кроме того, закон даст возможность укрупнять регионы на законном основании -- об этом мечтают одни губернаторы (например, ярославский губернатор Анатолий Лисицын, предложивший недавно объединить Ярославскую, Костромскую и Ивановскую области), а другие яростно сопротивляются (глава Костромской области Виктор Шершунов).

Общий же вывод, к которому пришли участники «круглого стола», -- «механизм правового регулирования всего комплекса федеративных отношений несовершенен и недостаточен». Хотя думский комитет подготовил за последние два года ряд законов, регулирующих взаимоотношения регионов и федерального центра («Об основах государственного регулирования регионального развития», «О федеральных целевых программах регионального развития», «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий РФ»), но, по мнению высокого собрания, их явно недостаточно. Все выступавшие говорили, что в первую очередь необходим закон о разграничении полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти, и надо ускорить работу группы Дмитрия Козака, которая занимается этим вопросом.

Кроме того, необходим закон о государственных стандартах с учетом социально-экономической ситуации в регионах, да и вообще хорошо бы разъяснить, что такое Российская Федерация и прописать «конфигурацию федеративных отношений».

Наталья ГОРОДЕЦКАЯ