|
|
N°230, 11 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Daimler нужна Россия
Немецкий автоконцерн во время кризиса собрался купить долю в КамАЗе
Автомобильный концерн Daimler AG попытается воспользоваться кризисной ситуацией и войти в капитал КамАЗа, производителя грузовых автомобилей. Вчера антимонопольное ведомство Германии сообщило, что концерн подал заявку на покупку доли в российском заводе. Ходатайство от Daimler поступило 5 декабря, говорится в сообщении, при этом размер пакета, на который претендует Daimler, не называется. С представителями КамАЗа и Daimler вчера связаться не удалось. Глава «Ростехнологий» и председатель совета директоров КамАЗа Сергей Чемезов говорил в конце ноября, что Daimler может приобрести порядка 10% акций вместо ранее запланированного 42-процентного пакета. В настоящее время контрольный пакет акций КамАЗа (54,4%) консолидирован в руках гендиректора компании Сергея Когогина и финансовых инвесторов во главе с «Тройкой Диалогом», госдоля в размере 34% акций внесена в госкорпорацию «Ростехнологии».
«Ростехнологии» всерьез озаботились продажей пакета в КамАЗе еще летом этого года. Г-н Чемезов в середине июля называл трех претендентов на роль стратегического инвестора предприятия -- Daimler, Iveco и Volvo. Однако позднее стало известно, что «Тройка Диалог» и менеджмент завода уже ведут переговоры с Daimler о продаже 42-процентного пакета акций российского производителя грузовиков. Сделка, которая должна была завершиться в октябре этого года, оценивалась в размере 2 млрд долл. Привлечение в качестве стратега немецкого автоконцерна тогда поддержали не только «Ростехнологии», но и правительство Татарии, где расположено предприятие.
Впрочем, из-за финансового кризиса Daimler мог вообще отказаться от сделки. Аналитики же в такое развитие событий не верили и говорили, что, несмотря на падение фондового рынка, немцы все равно будут пытаться закрепиться в КамАЗе. А 20 ноября г-н Чемезов сообщил Интерфаксу, что Daimler может приобрести не 42% акций КамАЗа, как планировалось ранее, а только 10%. «Daimler не устраивает цена в 2 млрд долл., которую мы обсуждали раньше, кризис сильно ударил и по ним. Сейчас Daimler намерен сократить размер пакета, раньше они хотели 42%, теперь речь о том, чтобы купить гораздо меньше, около 10%», -- сказал он тогда, добавив, что России это тоже выгодно, потому что «продавать по нынешним ценам нецелесообразно».
Как прогнозируют аналитики, после того как финансовая ситуация стабилизируется, Daimler, возможно, захочет увеличить свою долю в КамАЗе. «Сейчас ему такой пакет нужен, чтобы закрепиться в КамАЗе и на российском рынке», -- считает Илья Макаров из UBS. Цена же сделки, которая была осуществлена в результате проведения в сентябре due diligence, теперь поменяется. По некоторым данным, она будет выше рыночной, но ниже прежней. Г-н Макаров считает, что 10% акций КамАЗа могут обойтись Daimler в 100--150 млн долл. (1,5--2 долл. за акцию). По итогам вчерашних торгов в РТС 10% акций компании стоили 72,84 млн долларов.
ВТБ установил кредитный лимит КамАЗу в 7 млрд руб. Средства лимита могут пойти на финансирование текущей деятельности предприятия, приобретение машин и оборудования, проведение производных и конверсионных операций, а также финансирование с привлечением иностранных экспортных страховых агентств. ВТБ -- давний партнер КамАЗа, с которым компания работает уже не один год. КамАЗ сотрудничает и с другими госбанками: Сбербанк предоставил КамАЗу кредит на сумму порядка 3,5 млрд руб. и Газпромбанк -- на 2 млрд руб. AK&M
КамАЗ занимается производством и продажей грузовых автомобилей (более 30 моделей, свыше 400 комплектаций), запасных частей, а также прицепов, автобусов, тракторов, двигателей, силовых агрегатов и различных инструментов. Всего в группу компаний КамАЗ входит более 100 предприятий, включая зарубежные сборочные производства во Вьетнаме, Иране, Казахстане, Пакистане и КНДР. Чистая прибыль завода по РСБУ за девять месяцев 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась в 2,5 раза, до 2,45 млрд руб., выручка увеличилась на 22%, до 78,93 млрд руб. В 2007 году КамАЗ реализовал 52,65 тыс. грузовых автомобилей, что на 20,2% больше, чем годом ранее.
Daimler AG владеет брендами Maybach, Mercedes-Benz, Freightliner, Sterling, Western Star и Setra. Чистая прибыль немецкого автоконцерна (бывший DaimlerChrysler AG) за девять месяцев 2008 года выросла на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,94 млрд евро, выручка почти не изменилась и составила 72,6 млрд евро.
Ирина ЦЫРУЛЕВА