Выдача шенгенских виз жителям Калининградской области может сделать ее придатком ЕС
Европейский союз до сих пор публично не отверг недавнюю инициативу российского внешнеполитического ведомства, направленную на решение калининградского визового вопроса. Напомним, осенью нынешнего года посол по особым поручениям МИД РФ
Андрей Цыганов озвучил несколько вариантов, способных, по мнению российских дипломатов, привести к действительной, а не декларируемой на словах либерализации визового режима для калининградцев. Жителям своего самого западного региона, территориально «оторванного» от основной территории страны и зажатого между государствами -- членами ЕС (Польшей и Литвой), РФ предложила выдавать шенгенские визы. Причем делать это в максимально упрощенном порядке -- речь шла о многократных, бесплатных и долгосрочных визах. Г-н Цыганов тогда говорил, что МИД РФ настроен по Калининграду именно на практическое решение проблемы, а не на «забалтывание» вопроса, ожидая того же и от западных коллег.
Как заявил «Времени новостей» глава политического отдела представительства Еврокомиссии в РФ Танели Лахти, ЕС принял к рассмотрению пакет российских предложений. «Мы их рассматриваем. Конечно, сказать легко, а сделать гораздо сложнее. Тем более что в процесс вовлечены не только министерства иностранных дел, но и внутренних, а также пограничные службы России, Литвы и Польши. Плюс надо узнать мнение многих экспертов. И, наконец, заручиться одобрением всех двадцати семи стран -- членов ЕС», -- сказал г-н Лахти.
По его словам, пока Евросоюз не может однозначно ответить «да» или «нет» на российские предложения. «Но мы работаем над этими вопросами и постараемся сделать все, чтобы жителям Калининградской области стало проще пересекать границу. Здесь важна командная работа всех -- Евросоюза, России, Польши, Литвы, Калининградской области», -- говорит еврочиновник. Отвечая на вопрос о возможных условиях, которые ЕС ставит перед Москвой в решении калининградского визового вопроса, г-н Лахти назвал одно из них: «Самая очевидная мера практического свойства, на которую могла бы пойти Россия, это упрощение процедуры открытия консульств иностранных государств в Калининграде. Сейчас это очень сложный и длительный процесс».
Сложности с визами для калининградцев возникли, напомним, после лета 2007 года. Тогда Россия и Евросоюз приняли Соглашение об упрощении выдачи виз. Этот документ предусматривал смягчение правил поездок для граждан всей России, однако совершенно игнорировал особый калининградский случай. Затем Литва и Польша вступили в шенгенскую зону. В результате местные жители лишились польских и литовских виз, которые получали на льготных условиях -- бесплатно, на долгий срок и в многократное использование. Стали возникать проблемы с поездками калининградцев. Механизм УПД-ЖД (специальный документ для однократного железнодорожного транзита жителей Калининградской области по территории Литвы) оказался не идеальным. Был отмечен спад в туристической, транспортной отраслях. МИД РФ предлагал Литве выдавать калининградцам национальные шенгенские визы (пригодные для посещения лишь этой страны) в массовом порядке, однако официальный Вильнюс отказался.
Теперь же, по словам г-н Лахти, этот вариант снова в повестке дня. Он полагает, что решений у калининградской визовой проблемы может быть много -- в частности, в рамках реализации механизма малого приграничного движения. Его суть в том, что государства -- члены ЕС, имеющие границы с третьими странами, вправе (после одобрения в Брюсселе) устанавливать со своими соседями льготный режим посещения -- без виз, по неким пропускам, но лишь «на глубину» в 30 (в исключительных случаях -- 50) километров. МИД РФ ведет на этот счет переговоры с Варшавой и Вильнюсом. Но там заняли весьма любопытную позицию. Всю Калининградскую область они хотят сделать для граждан Литвы и Польши безвизовой территорией, а калининградцев к себе пускать предлагают лишь на 30 километров. Корректно ли это?
«Эти тридцать километров взяты из европейской нормативно-правовой базы, есть соответствующий регламент, который такие вещи прописывает. Насколько я знаю, недавно Польша предложила расширить эту зону до пятидесяти километров. Чем все закончится, трудно сказать. Если дело действительно обстоит так, граждане соседних европейских стран смогут бывать на всей территории Калининградской области, а ее жители лишь в рамках тридцати километров -- это, конечно, немного не справедливо», -- признает г-н Лахти.
Устами региональных чиновников Россия недавно вновь напомнила, что тридцати километров для калининградцев недостаточно. Сопредседатель российско-польского совета (РПС) по сотрудничеству регионов Польши с Калининградской областью, местный министр по развитию территорий Михаил Плюхин заявил в ходе последнего заседания РПС, что более приемлем такой вариант: пусть весь регион станет безвизовым для поляков и литовцев, но тогда и с их стороны должна быть обеспечена свобода передвижения на аналогичную «глубину». Польский сопредседатель, замглавы МВД Петр Стаханьчик обещал довести это предложение до своего руководства и обсудить, сообщив, что его страна уже вроде согласна на 50 километров.
Постепенно в аналогичном ключе меняется и позиция Литвы. Тем более что новый премьер-министр этой страны Андрюс Кубилюс заявил о намерении уделять «исключительное внимание прямым отношениям и сотрудничеству с Калининградской областью РФ, поощрению и поддержке ее развития, открытости и сотрудничества с Европейским союзом». «Будем обсуждать возможности вернуть безвизовый режим жителям Калининградской области для поощрения их связей с Литвой», -- такова позиция (по крайней мере декларируемая) нового литовского кабинета министров.
Тесно знаком с самым западным российским регионом и новый глава МИД Литвы Вигаудас Ушацкас (экс-посол в США и Великобритании). Десять лет назад он был одним из тех, кто придумал нидский «круглый стол» -- неформальные ежегодные встречи российских и литовских дипломатов, экспертов в курортном городке Нида, где они обсуждают проблемы и перспективы Калининградской области.
Глава политического отдела представительства Еврокомиссии Танели Лахти не скрывает, что процесс принятия решения по визам для жителей Калининградской области займет немало времени. «Однако прогресс будет обязательно, мы работаем над вопросом, -- заверяет он. -- Следует учитывать, что между Россией и Евросоюзом существуют визовые отношения. Да, мы, конечно, движемся к отмене виз, но пока нужно помнить о нынешних реалиях. Ведь если выдать всем калининградцам, скажем, шенгенские визы, с которыми они смогут перемещаться по всей шенгенской зоне, то эта область станет чуть ли не ее частью. А ведь Калининград -- российская территория со своими законами».