|
|
N°64, 11 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Генерал подписи не ставил
В деле Георгия Олейника обнаружилась подделка
Неожиданный поворот произошел вчера на процессе по делу бывшего начальника Главного управления военного бюджета и финансирования (ГУВБиФ) Минобороны генерал-полковника Георгия Олейника, проходящем в Московском гарнизонном военном суде. Его обвиняют в превышении полномочий при перечислении на Украину 450 млн долл. Однако, как показала оглашенная вчера экспертиза, одна из платежек -- на перевод украинцам 200 млн долл., якобы подписанная генералом, на самом деле оказалась подделкой.
По версии ГВП, несколько лет назад «Газпром» взял в двух банках кредиты на 450 млн долл. и расплатился по долгам перед государством. Минфин в рамках бюджетной программы «Национальная оборона» передал сумму Минобороны, а оно под предлогом покупки стройматериалов направила деньги английской компании UEI, созданной, в свою очередь, корпорацией «ЕЭС Украины». UEI расплатилась этой суммой по долгам Украины перед «Газпромом», а тот вернул ее назад банкам. Прокручивались 450 млн долл. в два захода в рамках межведомственного соглашения. Единственным пострадавшим от такого круговорота стало Минобороны, которое стройматериалов почти не получило.
Изначально следствие велось еще и в отношении бывшего замминистра финансов Андрея Вавилова, но его дело закрыли, а над генералом в марте начался суд. По версии обвинения, подписав две платежки о переводе на Украину 200 и 250 млн долл., Олейник превысил полномочия, поскольку сделал это без разрешения Центробанка.
На процессе генерал заявил, что все бумаги подписывал по приказу министра Игоря Родионова и личному требованию Андрея Вавилова. Его слова на суде практически подтвердили сам г-н Родионов и замминистра обороны Любовь Куделина (во время сделок с военными миллиардами она являлась руководителем оборонного департамента Минфина). Однако г-н Вавилов заявил, что он от генерала ничего не требовал и вообще в его обязанности не входил контроль за использованием средств.
Когда процесс уже шел к завершению, всплыла интересная деталь: как оказалось, в материалах дела имеются две разные платежки на перевод UEI 200 млн долл., причем, как заявил Олейник, одну из них он никогда не подписывал. Документы передали на экспертизу, результаты которой были оглашены вчера. По данным специалистов, 14 марта 1997 года г-н Олейник подписал заявление за №15, предписывавшие банку «Империал» перевести со специального счета 200 млн долл. в адрес UEI. Этого сделано не было. Только спустя шесть дней на свет появилось новое заявление Олейника за №8, якобы выданное им 20 марта, -- по нему-то деньги и ушли за границу. Однако, как показала экспертиза, второе заявление (за №8) -- подделка. Кто-то взял первую бумагу Олейника (за №15), отсканировал ее, а затем с помощью компьютера заменил на заявлении дату и номер. Для чего нужны были такие манипуляции, пока неясно.
В связи с этим адвокаты Олейника сразу подали суду два ходатайства -- об исключении из дела эпизода о переводе 200 млн долл., поскольку по платежке, подписанной Олейником, деньги не перечислялись, и об изъятии из дела части экспертизы ЦБ о валютных нарушениях, которая касается этой сделки. Адвокатам суд отказал, однако отметил, что учтет ходатайства при вынесении приговора. Вчера на суде был объявлен перерыв до 18 апреля для подготовки к прениям.
Александр ШВАРЕВ