Новый премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс начал свою работу на посту главы правительства с трехдневного рабочего визита в Брюссель, где сегодня
открывается двухдневный саммит ЕС. За два дня до этого, 9 декабря, Кубилюс принес присягу в должности главы кабинета после того, как новый состав литовского сейма одобрил программу правоцентристского правительства. Она предусматривает решительные меры по сокращению расходов госбюджета в целях борьбы с финансовым кризисом.
На 15% будут уменьшены средства на содержание институтов президента страны, правительства и сейма. Отдельным разделом в программе кабинета Кубилюса выделена политика в отношении России. «Будем добиваться откровенного диалога, добрососедства и взаимного доверия с Россией, основанного на демократических ценностях, правде и справедливости, уважении принципов международного права», -- говорится в документе.
Однако первый же день работы сейма не обошелся без скандалов, связанных с рассмотрением персональных дел ряда депутатов. Трое из них уже лишились депутатской неприкосновенности. Неприятности грозят еще двум народным избранникам.
Парламентского иммунитета были лишены по требованию генпрокурора лидер Партии труда 49-летний Виктор Успаских и ее бывший вице-председатель Витаутас Гапшис. Они обвиняются в финансовых нарушениях в партии. Началось это «бородатое» дело еще в мае 2006 года, когда в партийную штаб-квартиру неожиданно нагрянули следователи, среди которых преобладали работники департамента госбезопасности. Вытолкав из помещения людей, они без свидетелей произвели обыск, забрали компьютеры и документы, а вскоре в СМИ появилась информация о том, что в отчетности партии скрыты миллионные суммы.
Лидер партии Успаских в это время по личным делам (гибель брата) находился на родине в России, а когда генпрокуратура объявила его в розыск, он отказался возвращаться и полтора года провел в Москве. Осенью 2007 года Успаских все же вернулся, был подвергнут домашнему аресту, затем выпущен под самый крупный в истории литовской юриспруденции залог в полтора миллиона литов (более 400 тыс. евро) и принял участие в парламентских выборах в октябре текущего года.
Депутатского иммунитета лишили и Рокаса Жилинскаса -- молодого тележурналиста, на радостях по поводу своего избрания в сейм немного перебравшего и затем устроившего скандал в полиции.
Успаских и его команда говорят о политической подоплеке дела, представляя его как заранее спланированную операцию по уничтожению новой партии. Ее лидер даже назвал партийного бухгалтера внедренным провокатором. Адвокаты доказывают, что даже если в партийной бухгалтерии и были допущены нарушения, это не доказательство вины лидера партии.
Немало доводов в пользу тезиса о политической расправе привел и Гапшис. Он рассказал, что имел статус свидетеля до тех пор, пока не выступил в Брюсселе с рассказом о деле против своей партии. Сразу после этого у него был произведен обыск, а сам он превратился в подозреваемого.
В сейме раскручивается и другое скандальное дело. Один из депутатов-консерваторов направил председателю главизбиркома Зенонасу Вайгаускасу послание, в котором поставил под сомнение законность избрания в сейм двух поляков -- Вальдемараса Томашевского и Михала Мацкевича, которым теперь грозит лишение депутатских мандатов. Оба они являются обладателями так называемой «карты поляка», и это, по мнению юридического департамента сейма, якобы является признаком их связи с иностранным государством.
Сами обладатели карт, а затем и польское посольство в Литве дали иные разъяснения. Они говорят, что «карта поляка», введенная польским сеймом в середине 2007 года, не предоставляет польского гражданства. Она выдается тем, кто имеет польские корни, у кого хотя бы один из родителей или прародителей когда-то проживал на территории Польши, либо тем, кто внес активный вклад в пропаганду польских культуры и языка за рубежом. «Карта поляка» предоставляет ее обладателю ряд льгот -- бесплатные визы, скидка на железнодорожные билеты, бесплатное обучение в польских вузах, работа в Польше на одинаковых условиях с поляками, право обратиться за финансовой помощью к польскому государству. Решение по этому скандалу теперь будет принимать конституционный суд Литвы.