Стартующие с понедельника предновогодние распродажи компьютерной техники не принесут ритейлорам ожидаемых прибылей. Вместо традиционных 20% всей годовой выручки, которая собирается в декабре, они смогут рассчитывать лишь на незначительное увеличение спроса в сравнению с ноябрем. Зато кризис может заставить российские сети розничной торговли играть по мировым правилам.
На Западе розничная торговля компьютерами в период новогодних распродаж зарабатывает до 30--50% годовой выручки. Распродажи стартуют минимум на пару недель раньше, чем в России, а цены падают на 30--40%. Этому показателю, конечно, далеко до одежного ритейла с его 70--80% скидок.
Такая модель распродаж плохо приживается в российских условиях. У европейских сетей самый разгар торговли, а российские ритейлоры не торопятся. Старт сезона скидок намечен лишь на эту неделю. Понятно, почему: кризис! Но торговать со скидками никто не хочет. И это несмотря на то, что продажи существенно падают.
По мнению аналитиков Ситибанка, опубликованному на retailer.ru, продажи компьютеров в России упадут в ноябре на 50% в сравнении с аналогичным периодом 2007 года. Надежду на то, что даже в период кризиса одним из основных источников повышения прибыли станут предновогодние распродажи, лучше забыть до будущего года. Банки приблизили к нулю выдачу потребительских кредитов и ужесточили требования к своим заемщикам, а собственные накопления обыватель предпочитает тратить не на компьютеры. Январские продажи уже планируются с сокращением до уровня 2007 года. Чтобы привлечь клиентов и избежать затоваривания, в период предновогодних распродаж сети планируют предложить разнообразные акции. В противном случае ритейлорам придется снижать объем закупок и сокращать количество поставщиков. Но пока что самое время договориться со старыми.
Подозрительный оптимизмПродавцы по-разному готовятся к наступающему празднику и по-разному оценивают эффективность предновогодних распродаж.
"Пик интересных предложений приходится на последние три недели декабря, -- говорит Антон Пантелеев из "Эльдорадо". -- В связи с кризисом и рядом других причин снизилась средняя цена компьютерных систем, именно поэтому мы прогнозируем, что акции в этом году будут нацелены на сегмент низкой ценовой категории". Сделать более значительные коррективы будет сложно, говорит он. Причина в том, что все договоренности между крупными игроками были достигнуты достаточно давно, когда влияние кризиса еще так сильно не ощущалось.
"Наступивший декабрь, мы надеемся, вернет даже самых осторожных покупателей в магазины, потому что приобретение цифровой техники в подарок к Новому году за несколько последних лет уже стало традицией, -- надеется руководитель направления "ноутбуки" компании "Белый ветер ЦИФРОВОЙ" Андрей Терляков. -- Кроме того, в сегодняшней ситуации люди предпочтут потратить деньги на технику, которую, возможно, в будущем году они уже не смогут приобрести из-за ее подорожания".
По информации iToday.ru, на поток покупателей в сети "М-Видео" не рассчитывают, но и увеличивать размер стандартной новогодней скидки в сети не планируют. Директор по маркетингу сети "Кей" Александр Хомяков вообще излучает сдержанный оптимизм. "Мы зарабатываем неплохо в течение всего года, и в предновогодние недели снижать цены пока повода нет -- курс растет", -- говорит он.
Высокие скидки могут позволить себе лишь ритейлоры класса люкс -- торговая наценка у них выше всех. По крайней мере так происходит на Западе. Но перенимать западный опыт наши сети не торопятся. "В сети "Белый ветер ЦИФРОВОЙ" проведение предновогодних распродаж не практикуется, -- говорит Андрей Терляков. -- Наша сеть не дискаунтер".
Это не означает, впрочем, что руководство магазина плюет против ветра. Скидки будут, но называться это будет иначе. "В предновогоднее время в магазинах сети планируется ряд акций, которые торговая сеть будет проводить совместно с поставщиками, -- говорит г-н Терляков. -- Для таких акций поставщики предоставляют продукцию по специальным ценам, особо привлекательным для покупателей". В "Белом ветре ЦИФРОВОМ" вообще не поддаются панике. По словам пресс-секретаря сети Людмилы Семушиной, обычно декабрь собирает 20% годовой выручки. "Этот месяц не станет исключением", -- говорит она.
Оптимизм этот не заразителен, а скорее подозрителен, считают конкуренты. От комментариев по прогнозу объема выручки отказался ряд сетей, среди которых "Кей", "Эльдорадо", "М-Видео". Общее резюме таково -- прогнозировать выручку сложно даже в ближайшие дней десять, не говоря о декабре. Влияние кризиса чувствуют все. По информации iToday.ru, стоимость кредитов для ритейлоров, после первой волны падения спроса в октябре, медленно, но верно стала расти. При этом стоимость аренды не упала, а поставщики постепенно переходят на выставление счетов в подзабытых уже "условных единицах".
Плацдарм для действийНесмотря на кризис, российский рынок останется для западных игроков привлекательным. Он отличный плацдарм для продвижения продукции. Собственно, по этой причине у пришедших в Россию западных ритейлоров нет иного выхода, кроме как снизить себестоимость ради сохранения своей доли рынка. В этом случае российским игрокам придется совсем туго.
Кстати, в странах Европы и в США арендные ставки привязаны к объемам продаж и количеству посещения торговых центров -- даже в пределах одного мегаполиса. Для ритейлоров -- в меру их популярности -- ставка может составлять 6--12% от оборота магазина. У нас пока ровно наоборот. Если арендодатель не способен обеспечить необходимого количества посетителей торговому центру, аренда для малоизвестного продавца будет огромной в сравнении тем, что платит за те же площади продавец с раскрученным брендом. Возможно, кризис сделает такое положение дел невозможным, и в отношениях ритейлоров с владельцами торговых центров наступят радикальные изменения -- в действие вступят правила, принятые во всем мире.
Подготовлено совместно с iToday.ru