СНГ оказался в этом году самым неблагополучным регионом мира с точки зрения безопасности полетов, свидетельствуют опубликованные вчера предварительные данные Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Согласно статистике IATA, которая охватывает период с 1 января до 1 декабря 2008 года, в среднем в мире в эти 11 месяцев происходило 0,77 авиапроисшествия на 1 млн коммерческих полетов. В прошлом году индекс авиапроисшествий был немного выше -- 0,82. То есть в 2008-м мировая авиация в целом стала надежнее. По данным базирующегося в Женеве Бюро по регистрации авиакатастроф, в 2008 году в мировой авиации уже произошло 130 аварий, в которых погибли 858 человек.
Безопаснее всего было пользоваться услугами авиакомпаний в Северной Азии, где в 2008 году вообще не было авиапроисшествий. В США и Европе они были очень редки -- 0,48 и 0,45 на 1 млн полетов соответственно. В Африке этот индекс показал 2,11. Что, конечно, нехорошо, но все же лучше, чем 4,46 в прошлом году. Латинская Америка сдала позиции: индекс авиапроисшествий 2,77 вместо прошлогоднего 1,76.
Но ниже всех упал СНГ -- 7,92, тогда как в 2007 году был безупречный «ноль». Генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни подчеркнул, что отчасти такой пугающий результат объясняется особенностями статистики IATA. При составлении глобальных отчетов по безопасности полетов организация учитывает только самолеты западного производства. Поскольку таковых в СНГ относительно мало, каждая отдельная катастрофа сильно влияет на итоговый показатель. «Четыре происшествия (в 2008 году. --
Ред.) на фоне очень маленького объема операций испортили превосходные показатели 2007 года», -- констатировал г-н Бизиньяни.
Из этих четырех происшествий два стали настоящими трагедиями. 24 августа катастрофа самолета Boeing-737-200 компании Itek в Киргизии унесла жизни 71 человека, а 17 сентября лайнер Boeing-737-500 компании «Аэрофлот-Норд»
разбился в Перми с 88 пассажирами и членами экипажа на борту. Еще два происшествия обошлись без человеческих жертв: на земле от столкновения с разными препятствиями пострадали Boeing-737 украинской авиакомпании «Аэросвит» и CRJ-200 белорусской «Белавиа». Пассажиры успели вовремя покинуть аварийные машины, хотя, скажем, белорусский самолет, поломавший себе крыло 14 февраля в аэропорту Еревана, воспламенился и полностью сгорел.
Как сказал вчера «Времени новостей» старший вице-президент IATA Гюнтер Матшнигг, отрицательные выводы организации о состоянии безопасности полетов в той или иной части света не влекут санкций в отношении авиакомпаний из этого региона. «Составление черных списков не решает проблемы, -- сказал он, имея в виду практику Европейского союза, где каждые полгода выходит список иностранных авиакомпаний, которым запрещен доступ в воздушное пространство континента. -- Мы нацелены на поиск решений вместе с авиакомпаниями и национальными авиационными властями». Тем не менее, учитывая высокий международный авторитет IATA, ничего приятного для репутации наших авиакомпаний ее доклад не несет.