|
|
N°229, 10 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Штокман» требует жертв
«Газпром» просит обнулить НДПИ и пошлину на ввоз оборудования для производства сжиженного газа
Обвал цен на нефть и экономический кризис заставляют еще сильнее сомневаться в перспективах разработки Штокмановского месторождения в озвученные ранее сроки. Но в то же время у участников проекта появляется надежда на то, что их просьба о налоговых льготах будет услышана. Вчера в Госдуме на заседании «круглого стола», посвященного освоению «Штокмана» и других шельфовых проектов, глава Shtokman Development AG (оператор первой фазы разработки месторождения) Юрий Комаров заявил о необходимости ввести нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых для добываемого на шельфе газа и обнулить таможенную пошлину на импорт уникального оборудования для подводной добычи и производства сжиженного природного газа (СПГ).
Три года назад «Газпром» отказался от попыток заключить с правительством соглашение о разделе продукции по «Штокману», получив при этом обещание отменить таможенную ставку на экспорт СПГ. Как известно, согласно действующему сейчас законодательству, поставки газа за пределы России (за исключением Белоруссии) облагаются 30-процентной пошлиной. Однако теперь «Газпром» невольно признался, что даже в бизнес-модель двухлетней давности закладывал дополнительные фискальные льготы для Штокмановского проекта. Впрочем, в период кризиса просьба к государству о новых послаблениях звучит уже не так вызывающе, нежели еще несколько месяцев назад.
Shtokman Development учредили «Газпром» (51%), французская Total (25%) и норвежская StatoilHydro (24%). Компания должна создать добывающий комплекс мощностью 23,7 млрд кубометров в год, построить подводный газопровод до берега (около 600 км), установку по подготовке газа к транспорту (по трубе Мурманск--Волхов) и завод по сжижению газа (на 7,5 млн т в год). Начало добычи газа для поставок по трубе запланировано на 2013 год, а через год после этого -- начало экспорта СПГ. Лицензия на Штокмановское месторождение останется в собственности «Газпрома», и решение о реализации остальных фаз с учетом того, что добыча на месторождении может быть увеличена до 71--94 млрд кубометров в год, российский монополист будет принимать, не оглядываясь на партнеров по первому консорциуму.
Как сообщил вчера г-н Комаров, согласно подготовленной в 2006 году бизнес-модели первой фазы разработки Штокмановского месторождения, бюджет первой фазы оценивался в 15 млрд долл., а внутренняя норма рентабельности проекта -- 17,4% с учетом нулевых пошлин на оборудование и экспорт газа. Ставка НДПИ для газа, как известно, составляет сейчас 147 руб. за тысячу кубометров. Политической волей Владимира Путина она заморожена до 2011 года. Поэтому пока НДПИ не является критически важным фактором для реализации шельфового проекта.
Другое дело -- необходимость уплаты пошлины на ввозимое оборудование, которое необходимо приобрести задолго до начала добычи и экспорта газа. По словам г-на Комарова, если пошлины сохранятся, это повысит капитальные затраты на 30% и соответственно снизит внутреннюю норму рентабельности до 12%. В таких условиях принять окончательное инвестиционное решение в конце 2009 года будет не просто сложно, нельзя даже исключать, что и в принципе невозможно. Как пояснил глава компании, из-за узкого погодного «окна», в течение которого в Баренцевом море можно вести работы по обустройству месторождения и строительству газопровода, любая задержка инвестиционного решения будет означать смещение сроков реализации на годы.
Впрочем, если кризис затянется, о реализации сверхдорогостоящего «Штокмана» в ближайшие годы можно будет забыть. И дело даже не столько в том, что цены на нефть могут не отыграть падение (бизнес-модель, по словам г-на Комарова, рассчитана при 50--60 долл. за баррель), сколько в том, что у консорциума, очевидно, возникнут проблемы с привлечением финансовых ресурсов для проекта. Ведь ранее предполагалось, что около 70% инвестиций будет осуществляться за счет заемных средств.
Алексей ГРИВАЧ