|
|
N°64, 11 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Социальное партнерство в действии
Профсоюзы поддерживают грядущие увольнения металлургов
Обсуждение состояния дел в черной металлургии в преддверии намеченного на 16 мая заседания правительства становится все более оживленным. Вчера в эту дискуссию включился Горно-металлургический профсоюз России (ГМПР). Руководитель этой организации Михаил Тарасенко заявил вчера, что никакого сокращения производства в отрасли не планируется, но количество занятых на металлургических предприятиях будет уменьшаться.
Вчерашнему появлению профбоссов на публике предшествовали слухи о том, что крупнейшие металлургические комбинаты страны в преддверии заседания кабинета министров собираются согласованно снизить производство не менее чем на 10% и провести значительные сокращения персонала. Встревоженные профлидеры договорились с руководством предприятий о встрече для обсуждения сложившейся в отрасли ситуации. Успокаивать руководство ГМПР пришли Владимир Рашников, гендиректор Магнитогорского комбината (ММК), Владимир Лисин, председатель совета директоров Новолипецкого меткомбината (НЛМК), а также первый заместитель гендиректора «Северстали» Вадим Швецов и вице-президент «Евразхолдинга» Николай Головнин.
Как заявил на пресс-конференции по окончании встречи Михаил Тарасенко, в ближайшее время никаких резких движений работодатели совершать не собираются. Тем не менее они «поставили в известность» профлидеров о том, что в связи с ухудшением ситуации руководство металлургических предприятий будет «снижать издержки» и «принимать непопулярные решения». Последние, как следует из слов г-на Тарасенко, сведутся к сокращению количества занятых на предприятиях. Однако, подчеркнул руководитель ГМПР, никаких конкретных планов руководители отрасли не озвучивали, что и вызвало недовольство профлидеров. «Нам было предложено с закрытыми глазами согласиться на некое сокращение персонала, -- говорит г-н Тарасенко. -- Но понимания они (руководители предприятий. -- Ред.) не нашли. Мы хотим получить расчеты, которые затем можно будет обсуждать».
При этом ГМПР в отличие от собственников заводов требует от работодателей и правительства принять меры не только по улучшению состояния отрасли, но и по нивелированию последствий грядущих массовых сокращений рабочих. О том, что увольнения неизбежны, профсоюзы спорить не намерены. В документах, подготовленных к заседанию правительства, говорит г-н Тарасенко, предусматривается сократить до 2010 года работников металлургических производств на 350 тыс. человек, то есть практически вдвое. «Мировой опыт показывает, что эта цифра корректна, -- говорит руководитель ГМПР. -- За последние 25 лет в развитых европейских странах было сокращено 75% трудящихся, занятых в металлургии».
Сторонние наблюдатели, отмечая необходимость жестких мер для реструктуризации российской черной металлургии, считают, что в скором будущем они вряд ли последуют. «Думаю, что все эти заявления имеют целью обратить на себя внимание правительства, -- говорит аналитик ИГ «Атон» Александр Агибалов. -- Максимальный размер сокращения производства, на который в ближайшее время могут пойти металлурги, -- не более 3%, именно эти цифры, к примеру, показывает «Северсталь». «Кардинальное снижение излишней численности работающих проводить крайне опасно, так как это может спровоцировать целую серию социальных взрывов и пополнить ряды сторонников коммунистов, -- рассуждает старший экономист компании «Юникон» Андрей Серпилин. -- Ведь альтернативу трудоустройства сокращаемым работникам предложить сегодня никто не в состоянии. Существенного сокращения объемов производства тоже не предвидится. Ведь для рентабельной работы металлургические комбинаты должны иметь загрузку мощностей не менее 60--70%». Тем не менее, говорит г-н Серпилин, в среднесрочной перспективе черной металлургии придется пройти через реструктуризацию. Вот только, отмечает он, никто не знает пока ответа на вопрос, как это сделать, чтобы не ущемить интересов ни отрасли, ни ее работников.
Дмитрий СИМАКОВ