|
|
N°228, 09 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тарифное задание
Правительство изучает возможность притормозить рост цен на электроэнергию
Правительство решило весьма внимательно рассмотреть просьбу нефтяных компаний, которые попросили отложить либерализацию электроэнергетического рынка, отсрочив тем самым резкий рост тарифов на электроэнергию. Как вчера стало известно, Минэкономразвития инициировало рассмотрение этого вопроса и предложило увеличить оптовую цену киловатт-часа в следующем году в среднем на 5%, а не на 18,1%, как уже решила Федеральная служба по тарифам. Высокопоставленный источник «Времени новостей» в Минэнерго подтвердил, что всем министерствам и ведомствам дано поручение проанализировать последствия такой идеи. При этом инициатива, по его словам, исходила от Владимира Путина. В энергокомпаниях вчера отказались официально комментировать тарифную тему. Источник в одной из них при этом сообщил, что обсуждается идея ввести поквартальное регулирование тарифов. Энергетики, например, согласны, если на первый квартал будущего года будет запланирован 5-процентный рост тарифа, а в дальнейшем его динамика будет рассматриваться каждые три месяца. Правда, для этого пришлось бы изменить закон «Об электроэнергетике», в котором записано, что энерготарифы можно менять один раз в год.
До сих пор серьезный рост энерготарифов прогнозировался по мере расширения сектора свободной торговли (сейчас он составляет 25% рынка электроэнергии и к 2011 году, согласно прошлогоднему постановлению правительства, должен составить 100%). Дело в том, что компаниям отрасли необходимо реализовывать масштабные инвестиционные программы по строительству энергообъектов в связи с ожидавшимся ростом потребления в среднем на 4% в год. Кроме того, инвесторы, которые купили генерирующие компании за миллиарды долларов еще до кризиса, заинтересованы как можно быстрее вернуть свои вложения, а сделать это возможно исключительно за счет увеличения тарифов на свободном рынке. Таким образом, многие аналитики предсказывали к началу 2011 года как минимум двукратное увеличение цены киловатт-часа по сравнению с установленными государством тарифами 2008 года.
Сейчас ситуация существенно изменилась. Из-за кризиса упали цены на продукцию энергоемких предприятий, в результате чего они существенно сократили производство. Поэтому спрос на электроэнергию уже не растет, а падает: в первые недели ноября , как сообщал «Совет рынка», падение составляло 6--7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом пока нет никаких предпосылок к росту потребления электроэнергии. Соответственно встал вопрос о том, нужно ли полностью воплощать прежние планы по строительству новых энергомощностей, разработанные менеджментом упраздненного ныне РАО «ЕЭС России» (17 ГВт до 2010 года). И если инвестпрограммы будут сокращены, то не будет обоснования для столь высокого темпа роста тарифов.
Источник в Минэнерго полагает, что «вероятность принятия решения о более низком темпе роста тарифов есть». «Все равно объем потребления падает, прогнозы сейчас кардинально пересматриваются, -- говорит он. -- А цена на свободном рынке сейчас уже приближается к госцене. Так что негативных последствий для генерирующих компаний от более низких темпов роста тарифов пока нет».
В то же время иностранные инвесторы, которые вложили средства в покупку генерирующих мощностей в России, уже обращали внимание на то, что хотели бы работать по тем правилам, которые им были предложены год назад. Об этом, в частности, говорили руководители итальянской Enel (контролирует ОГК-5) и немецкого концерна E.ON (ОГК-4). Глава E.ON Вульф Бернотат даже специально приезжал к Владимиру Путину, где попросил политической поддержки своего бизнеса в России. «Одним из важных условий принятия нами решения в плане серьезных инвестиций в энергетику была и либерализация энергетического рынка, -- заявил он на встрече с премьером 28 ноября. -- Насколько нас сейчас заверяют, в этом плане ничего не изменилось, намерения все те же самые. Для нас, конечно, очень важно знать, что все намеченные планы в области либерализации и в этих сложных условиях будут неукоснительно выполняться». На что Владимир Путин никаких гарантий не дал, предложив подождать возобновления роста в экономике: «Развитие энергетики -- это одно из ключевых направлений нашей стратегии. Сейчас потребление, естественно, снижается -- и у нас в стране, и в Германии, и во многих других развитых странах... Но это временно. Как вы сказали, мы должны думать о перспективе. Все встанет на свои места, и мы должны быть готовы к новому витку развития. Кроме того, осуществление ранее задуманных планов, в том числе по развитию энергетики, означает сегодня сохранение рабочих мест. Это значит, сегодня нужно будет строить, развивать сетевое хозяйство. Все планы, которые мы наметили в этой сфере, мы сокращать не будем, а будем исполнять». О тарифах премьер не сказал ни слова.
Зато о его позиции по этому вопросу можно судить по разговору с жителями страны в прямом телеэфире на прошлой неделе. «Что касается этих крупных компаний, то они рассчитывают на эти (высокие. -- Ред.) тарифы, поскольку они заложены в их инвестиционные программы, а это, в свою очередь, закупка того же самого металла у наших металлургических компаний, это закупка строительных материалов и так далее. То есть это -- обеспечение функционирования целых отраслей экономики и сохранения рабочих мест. Тем не менее, я соглашусь, что мы можем потребовать от инфраструктурных монополий, во всяком случае, снижения темпов роста этих тарифов, имея в виду, что стоимость материалов, которые они должны закупать для осуществления своих инвестиционных программ, в связи с происходящими в экономике событиями все-таки тоже падает. Будем стараться минимизировать эти последствия для граждан».
Вполне возможно, что при изучении вопроса о снижении темпов роста тарифов на электроэнергию генерирующие компании сумеют все же добиться более высокой индексации, чем 5%. Ведь, как указывают источники в компаниях, никто пока даже не говорит о снижении темпов роста цен на топливо для электростанций. А затраты на газ и уголь составляют примерно 55--70% в себестоимости электроэнергии. При этом в «Газпроме» даже не исключают, что при резком росте тарифов на газ и - с другой стороны - лишь 5-процентном росте тарифов на электроэнергию принадлежащие концерну четыре генерирующие компании могут получить в 2009 году отрицательные значения рентабельности. Впрочем, если государство сократит инвестпрограмму этих ОГК и ТГК, то, возможно, такого результата не будет.
Поэтому возможно, что государство вернется к принципу, разработанному еще в 2003 году, когда тарифы на электроэнергию индексируются на уровень инфляции. Согласно прогнозу главы Минфина Алексея Кудрина, он в следующем году составит 8%. Правда, три--четыре года назад этот принцип был раскритикован бывшим главой РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом за то, что реальный уровень инфляции не соответствовал прогнозному значению. Но сейчас какие-либо прогнозы, особенно долгосрочные, делать бессмысленно, а потому идея регулировать тарифы не один раз на весь год, возможно, имеет право на существование.
Николай ГОРЕЛОВ