|
|
N°229, 10 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жоэль Шапрон: Экспорт кино равноценен экспорту имиджа страны
Более 8 млн российских зрителей в год смотрят французские картины. Во Франции умеют работать с собственным кино и заботятся об успехе своих национальных фильмов в мире. Один из инструментов этого продвижения -- ежегодный кинофестиваль «Французское кино сегодня», для проведения которого в России организаторы каждый раз выбирают новый регион. На этот раз новые французские фильмы с 9 по 13 декабря смотрят во Владивостоке и Хабаровске.
О том, как французам удается поддерживать престиж своего кино в мире и зачем вообще нужно его продвигать за пределы страны, в беседе с Ольгой ГАЛИЦКОЙ рассказывает ведущий специалист компании «Юнифранс», отборщик фильмов в России и Восточной Европе для Каннского кинофестиваля и фестиваля в Локарно Жоэль ШАПРОН.
-- В России принято хвалить французскую модель кинопроизводства и кинопроката, хотя на самом деле далеко не все понимают, в чем тут секрет и почему она так действенна. Можете ее коротко объяснить?
-- Постараюсь, хотя система суперсложная. Она была придумана почти 50 лет назад. Весь фокус состоит в том, что в Центре кинематографии, нашем, так сказать, Госкино, существует фонд, в который попадают деньги из разных источников. От спецналога с каждого кинобилета, от налога с коммерческого оборота телеканалов, от продажи видео и DVD-плееров и любого нового технического изобретения для показа фильмов, будь то Интернет, мобильный телефон или что-то еще. Сюда не идут деньги из госбюджета, от всех налогоплательщиков, а только от тех, кто смотрит кино и телевидение. Собирается, таким образом, довольно большая сумма, много сотен миллионов евро. Центр кинематографии, который контролирует расход этих средств, направляет деньги на производство, на прокат, в «Юнифранс», на Каннский фестиваль, на поддержку французского кино в стране и за рубежом.
-- Сколько фильмов за последнее время было создано во Франции и сколько из них имели успех?
-- Мы каждый год производим около 200 картин, включая копродукцию. У нас примерно 130 фильмов, где участие французских денег является основным, и около 70, где французские средства в меньшинстве. Что касается успешных картин, то оценить это не так просто. Театральный прокат всегда самый заметный, и можно решить, что вот это и есть успех. Но благодаря нашей системе есть очень много картин, которые становятся прибыльными со временем. Мы считаем, что карьера фильма длится почти пять лет. Сначала театральный прокат во Франции, через девять месяцев выход на DVD, через год с небольшим фильм начинают показывать на платных каналах, еще через год по эфирным телеканалам. Одновременно идет театральный прокат в других странах. Через два-три года фильм можно увидеть на зарубежном телевидении. Таким образом, в течение пяти лет французский продюсер получает отчисления отовсюду и уже по истечении этого времени имеет полное представление об успехе своего детища.
-- Все равно неизменным остается тот факт, что во Франции, как и в других странах, первые места бокс-офиса в основном принадлежат американскому кино. Как вы к этому относитесь и почему французскому кино не удается лидировать?
-- Мы занимали первые места много лет. Ситуация изменилась лет двадцать назад, когда мейджеры решили вносить огромные деньги в рекламу, обвешивать плакатами весь город, задействовать чуть ли не все журналы, газеты, радио и ТВ. Организовывать такие мощные рекламные кампании, когда информация о фильме обрушивается на зрителей ежедневно и ежечасно, не под силу ни одной французской студии. К тому же сами наши фильмы стоят не так дорого, как американские. Но есть еще одна серьезная проблема. Американцы занимают у нас более 50% рыночной доли, французским фильмам принадлежит от 35 до 40%, это почти вровень. Получается, что для фильмов других стран места на рынке почти не остается. Я не говорю о Париже, там всегда можно найти все что угодно, абсолютно любое кино. Но это не значит, что во французском прокате может появиться, скажем, корейский фильм. Он выходит на экран в Париже в одном кинотеатре, но и только. От такой ситуации страдает и немецкое кино, и итальянское, и русское.
-- Жоэль, вы по долгу службы смотрите практически все российские фильмы, выбирая наши картины для Каннского кинофестиваля и фестиваля в Локарно. На ваш взгляд, каково положение дел с российским кино в мире? Оно востребовано?
-- Я не думаю, чтобы какой-нибудь кинематограф (включая и российский, и французский) был особо востребован где угодно в мире. Зато благодаря той постоянной работе, которую ведут «Юнифранс», посольства Франции во всем мире, наш Центр кинематографии, конкретные прокатчики, французские киноленты занимают определенное и хорошее место в России и других странах. Если бы не было всех этих усилий, вряд ли можно было бы говорить о востребованности нашего кинопроизводства. Для того чтобы появился спрос, надо начинать с предложения. В России, к сожалению, нет центра по продвижению отечественной кинопродукции, и более того, у меня такое впечатление, что нет даже идеи о создании такого центра. Для этого нужна чисто политическая воля. Надо, чтобы политики поняли, что когда вы экспортируете свою кинематографию, вы экспортируете имидж своей страны. И чем больше вы хотите, чтобы говорили о вашей стране и говорили положительно, тем больше нужно помогать экспорту своих картин. Иначе единственные кадры, которые постоянно доступны зарубежным зрителям, это кадры новостей, как правило, не самых лучших. К счастью, наши политики поняли это уже давно. И когда во Франции правое правительство, и когда левое, место кино остается неизменным в политике страны. Благодаря фильмам вы продвигаете страну. Недавно у нас был проведен опрос среди зарубежных туристов: почему местом своего посещения вы выбрали Францию? Первый ответ: кино. Они узнали о Франции из фильмов самых разных жанров, но именно там увидели и Париж, и Лазурный берег, и замки Луары, и много других примечательных мест. От этого возникло желание приехать.
-- Похоже, благодаря кино и у вас возникает желание лучше узнать нашу страну. Фестиваль «Французское кино сегодня» отважился в этом году на далекое путешествие во Владивосток и Хабаровск. От Москвы вы решили отказаться?
-- Я не скажу, что мы отказались от Москвы. Просто, когда мы затеяли эту историю десять лет назад, начать решили, естественно, со столицы, тем более что новых кинотеатров практически не было в регионах, только в Москве и Питере. Наш фестиваль специфический. Мы помогаем русским прокатчикам в продвижении французских фильмов, которые они уже приобрели. Мы подчиняемся их выбору картин и привозим артистов и режиссеров. Сегодня современные кинотеатры и мультиплексы есть во всех крупных городах России, а цифры говорят о том, что больше 70% всех доходов от кинотеатров приходится на регионы, там больше всего зрителей. Поэтому мы переориентировали фестиваль на регионы. За четыре последних года проехали семь городов, везде нас очень хорошо принимают. Мы привозим артистов, режиссеров и новые фильмы, которые потом остаются для репертуарного показа в кинозалах. Для французских деятелей кино это ценная возможность напрямую пообщаться с российской публикой и больше узнать такую огромную страну, как Россия. Но мы уже сейчас думаем о том, как нам вернуться в Москву, ведь в будущем году фестивалю исполнится уже десять лет. Обязательно будем отмечать юбилей и придумаем какой-то новый формат, чтобы представить новинки французского кино именно в столице.
-- Почему вы выбрали именно Владивосток и Хабаровск?
-- Каждый год мы посещаем по два российских города. На этот раз решили поехать туда, где нас теплее всего принимали, а во Владивостоке нас очень грела поддержка губернатора и радушие этого города. В Хабаровске же будем впервые, но, уверен, не пожалеем. Тем более что в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга неизбалованная публика «на ура» воспринимает новые имена, у артистов берут автографы, дарят им цветы и вообще фестиваль вызывает большой энтузиазм. В Россию приедет новая генерация французских кинематографистов -- режиссеры Лоран де Бартийя и Стефан Казанджиан, актеры Жюли Феррье, Стефан Дебак, Жюли Депардье и другие.
-- Известной у нас можно назвать только Жюли Депардье и то благодаря не ее ролям, а знаменитой фамилии.
-- Жюли -- одна из самых интересных молодых актрис во Франции. За свою роль в фильме «Семейная тайна» Клода Миллера она удостоена премии «Сезар». Картина в новом году выйдет в российский прокат, а премьера состоится во Владивостоке.
-- В нынешней фестивальной программе целых шесть кинопремьер. Будет из чего выбирать прокатчикам в 2009 году? Не помешает ли созданию новых фильмов мировой финансовый кризис?
-- На сегодняшний день нельзя сказать, что финансовый кризис нас реально коснулся, но мы все готовы к тому, что это может произойти. Вполне возможно, что ситуация будет очень непростой. Съемки некоторых картин, которые должны были начаться, отложены на год. Зато те фильмы, что уже снимаются, не останавливаются и будут завершены. Думаю, без кино мы не останемся.
|