|
|
N°228, 09 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Вопрос с тарифами должен решаться не так»
Добыча нефти на Верхнечонском месторождении оказалась нерентабельной
Разработка крупнейшего в Восточной Сибири нефтяного месторождения -- Верхнечонского -- в нынешних условиях оказалась нерентабельной. Об этом вчера заявил вице-президент ТНК-ВР по продажам и логистике Джонатан Коллек. Как известно, 68,4% акций «Верхнечонскнефтегаза» принадлежит ТНК-ВР, а 25,94% -- «Роснефти». «Установленные на сегодня тарифы производства и транспортировки нефти с Верхнечонского месторождения не являются особо выгодными, даже несмотря на то, что нам созданы особые условия», -- пояснил г-н Коллек.
Добыча нефти на Верхнечонском месторождении началась в середине октября. Нефть оттуда поступает в трубопровод Восточная Сибирь -- Тихий океан (ВСТО), который работает пока в реверсном режиме. ТНК-ВР летом заключила договор о своповых поставках с «Роснефтью». Согласно этому договору ТНК-ВР направляет нефть с Верхнечонского месторождения на Ангарский нефтехимический комбинат «Роснефти». А переработка нефти, добытой госкомпанией на Ванкорском месторождении (до 13 млн т в год), будет вестись уже на принадлежащем российско-английскому консорциуму Рязанском НПЗ. После того как ориентировочно в 2010 году ВСТО начнет функционировать в аверсном режиме, конфигурация поставок несколько изменится: ее «ванкорская» составляющая сохранится в таком же виде, а ТНК-ВР будет направлять нефть Самотлорского месторождения (до 13 млн т в год из 28 млн т в год, которые планирует добывать к тому времени) по существующему нефтепроводу до Тайшета и далее по ВСТО. Также часть объемов будет поступать и на АНХК.
«Такая схема поставок позволит сэкономить 50 млн долл. в год. А «Роснефть» сможет выполнить свои экспортные обязательства перед Китаем без строительства новой трубы», -- сказал вчера г-н Коллек. Тем не менее, даже несмотря на ощутимую взаимную выгоду компаний от своповых поставок, добыча продолжает оставаться нерентабельной. По словам вице-президента ТНК-ВР, тариф на прокачку от Талакана до Тайшета (1100 км) составляет 981 руб. за тонну. В то же время тариф на участок длиной 1600 км от Самотлора до Тайшета составляет 634 руб. за тонну. «ВСТО пока полностью не запущен. Поэтому нам приходится качать нефть в реверсном режиме. И при таких условиях это невыгодно, маржа отрицательная, -- сказал г-н Коллек. -- Цены на нефть упали, а тарифы нет. «Транснефть» даже просит их сейчас повысить». По его словам, если государство, которое строит амбициозные планы по увеличению добычи, хочет стимулировать нефтяные компании, то «вопрос с тарифами должен решаться не так». «По моему мнению, тарифы должны быть ограничены процентом от стоимости продуктов (на которые они устанавливаются. -- Ред.)», -- заявил г-н Коллек.
Возникли проблемы и с окупаемостью другого проекта компании -- нефтеналивным терминалом на железнодорожной станции Барабинск, через который на экспорт в Китай должно отправляться около 2 млн т нефти, добытой на Верхне-Тарском месторождении. «Реализация этого проекта долго задерживалась. Мы, конечно, получили определенную ценовую премию для его реализации (в связи с падением цен на строительные работы. -- Ред.), но это все равно не делает его экономически выгодным», -- заявил вице-президент.
Кризис затронул и экспорт нефти -- он сократился в этом году на 6%, до 30 млн т. И несмотря на то, что в будущем году число зарубежных клиентов компании увеличится с четырех до шести, объем поставок, как ожидают в ТНК-ВР, сохранится примерно на уровне этого года. «В нынешних условиях важна не столько цена, сколько новые каналы сбыта, ведь финансовый кризис повлиял на политику многих компаний», -- сказал г-н Коллек.
Кирилл МЕЛЬНИКОВ