|
|
N°229, 10 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Коллективная ответственность
Бизнес и власть должны помочь друг другу в борьбе с кризисом
Экономике России и стране в целом не удалось стать «островом стабильности» в бушующем океане общемирового финансово-экономического кризиса. Это уже абсолютно ясно и признано в России на самом высоком политическом уровне. Только крайне неграмотные, «по-советски» мыслящие чиновники и законодатели могли утверждать, что Россию, получающую основные доходы за счет экспорта природных ресурсов и товаров их первичной переработки, не поразит всемирный недуг. Резкое падение спроса и цен на российский сырьевой экспорт, а также нехватка финансовых ресурсов в наиболее развитых странах негативно отразились на российской промышленности. И это, к сожалению, объективный процесс.
«Ну мы же признали общемировые кризисные явления и принимаем соответствующие меры на уровне президента и правительства РФ» -- такова суть большинства последних официальных и неофициальных комментариев. Да и прогноз Всемирного банка по России, а также многих российских специалистов на 2009 год по росту ВВП не так уж и плох -- 2--3%, но ведь прироста, не спада!
«Свежо предание, да верится с трудом». Если бы не серьезные отягчающие обстоятельства выстроенной в 2000-е годы модели российского госкапитализма, возможно, такие щадящие прогнозы и сбылись бы. Но вряд ли, к сожалению. Эти отягчающие обстоятельства, если коротко, следующие.
Во-первых, наш экономический рост все последние годы на 50--60% основывался лишь на постоянном росте нефтегазовых доходов от экспорта. Эти доходы резко снизились, и в ближайшие год-два спрос и высокие цены здесь вряд ли быстро восстановятся. К тому же развитые страны взяли отчетливый курс на альтернативные источники энергии и энергосберегающие технологии.
Во-вторых, монополистическая и олигополистическая структура российской экономики неэффективна и коррупционна. Во всех развитых странах с падением общемировых цен на нефть стали дешеветь бензин и другие нефтепродукты. А у нас нет. Картельные интересы, неформальные, конечно, не позволили сработать здесь рыночным законам, и лишь вмешательство государства совсем немного повлияло на ситуацию с ценами. По оценкам некоторых наших экономистов, лишь в 10% российской экономики действительно действуют рыночные отношения и рыночное ценообразование.
В-третьих, российский малый и средний бизнес, который во многих странах производит от 50 до 90% ВВП, а также обеспечивает основную занятость и инновационность экономики, в нашей стране играет явно подчиненную роль, административно подавляется и контролируется бюрократией. Дошло до того, что начинать малый бизнес не имеет смысла или просто невозможно без "благословения" соответствующих чиновников, в основном местного и регионального уровней. Наши чиновники фактически уже перестали брать у бизнеса взятки, как в "лихие 90-е". Чиновники перешли на новый уровень отношений с бизнесом -- они просто «в доле», обычно через родственников или доверенных лиц, иногда через офшоры. Да и заказные аресты предпринимателей, о прекращении которых безуспешно просит власть наш малый и средний бизнес, не прекращаются.
В-четвертых, предстоящие с 1 января 2009 года плановые повышения всех видов тарифов на энергию, транспорт и коммунальные услуги -- существенно выше официального уровня инфляции -- нанесут соответствующий негативный удар по издержкам предприятий и внесут существенный вклад в будущий рост цен на все товары.
И наконец, в-пятых, возможно, самое опасное -- огромная внешняя кредитная задолженность крупнейших российских компаний и банков, как частных, так и государственных. Эта общая корпоративная задолженность составляет примерно 450 млрд долл., из которых около 100 млрд предстоит погасить в 2009 году, и, как известно, еще 50 млрд -- до конца текущего года. Перекредитоваться у государства из резервного фонда все эти компании и банки вряд ли смогут, а если часть из них и сможет, то ненадолго -- максимум на год.
В случае принятия новых чрезвычайных антикризисных мероприятий, возможно, что-то удастся исправить. Пока принятых мер явно недостаточно -- деньги не доходят до реального сектора. Нужны наверняка масштабные меры по поддержке существующего и нового малого и среднего бизнеса для абсорбции новых безработных, а также меры по повышению потребительского спроса и, возможно, по конвертации корпоративных внешних долгов в суверенный внешний долг государства. Иначе российским компаниям придется расставаться за бесценок с пакетами акций своих предприятий, заложенных как условие предоставленных внешних кредитов. Как тут не вспомнить трезвые голоса наших ведущих экономистов, еще три года тому назад предупреждавших правительство об опасности чрезмерных внешних кредитов, когда их совокупная сумма достигала 100 млрд долларов.
Что в этих условиях делать российскому бизнесу, тому самому, который сейчас входит в нарастающий экономический кризис? Как выжить и сгладить его последствия?
Конечно, основные антикризисные решения за президентом и правительством. Без дальнейших системных решений по поддержке финансового и реального секторов российскому бизнесу не справиться. Цепочка вынужденных банкротств или в лучшем случае продажа бизнесов по ценам «дна» фондового рынка неизбежна. Но есть и очевидные решения, которые зависят от самого бизнеса -- кризисная рационализация и социальная ответственность.
Антикризисная рационализация бизнеса ничем особенно не отличается от обычной, которой наш бизнес, привыкший к сверхприбылям и дешевым западным кредитам, пренебрегал все последние годы. Это экономия и сокращение издержек: оптимизация персонала, энергосбережение, снижение заработной платы и бонусов, особенно топ-менеджмента, сокращение непроизводственных расходов и т.д.
Что касается корпоративной социальной ответственности (КСО), то здесь ситуация несколько сложнее. Придется отказаться от многих социальных и благотворительных программ, кроме особенно чувствительных, которые нельзя просто так прекратить: поддержка детских домов и профильных больниц, доплаты собственным пенсионерам и т.д. Более того, уже сейчас КСО необходимо полностью переориентировать на программы и проекты взаимодействия и поддержки в местных сообществах в регионах присутствия компаний. Рост безработицы, ожидаемая высокая инфляция и общее обнищание граждан в 2009--2010 годах существенно скажутся на общественной безопасности и социальном климате на местах. Поэтому и надо уже сейчас сворачивать все социальные программы- «бантики» и перенаправлять эти деньги на программы адаптации безработных, их переквалификацию, поддержку малого бизнеса и неимущих и т.д. Ради своей собственной безопасности и сохранения своего бизнеса. И неважно, что, возможно, ваша компания увольняет совсем немного персонала: главное, что в вашем городе общая безработица может достигнуть 20--25% в 2009 году, а в моногородах, возможно, даже больше.
Недавно президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин дал необычно резкую оценку сегодняшней ситуации в стране: «Безответственность (бизнеса) и неэффективность (органов власти) -- действительно ключевые причины кризиса». К этому я бы еще добавил недостаточность действительно заинтересованного и равноправного «триалога» государства, бизнеса и гражданского общества по ключевым проблемам страны. Возможно, кризис заставит все стороны научиться слушать и слышать друг друга и принимать действительно ответственные решения в интересах всех сторон, и населения в первую очередь.
В нашей сегодняшней России колоссальный дефицит доверия к власти и бизнесу. Стабильность и относительный порядок становятся очень хрупкими в условиях надвигающихся неприятностей в экономике и социальной сфере. «Точечная», т.е. пока выборочная, без четких критериев поддержка государством через государственные банки отдельных государственных корпораций и крупных частных компаний может лишь окончательно подорвать это доверие. Только срочные, рыночно ориентированные, максимально прозрачные и справедливые решения государства и бизнеса могут переломить складывающуюся очень непростую ситуацию.
Конституционно предусмотренная «социальность» государства и социальная ответственность бизнеса в ближайший год пройдут свою реальную проверку. И если неизбежное обнищание большинства граждан вернет нас фактически в 90-е годы, выводы терпеливого российского народа могут оказаться такими же радикальными и глубокими, как и сам кризис.
Алексей КОСТИН, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Корпоративная социальная ответственность -- Русский центр»,