Время новостей
     N°229, 10 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.12.2008
Призраки преступления
Коллеги-депутаты готовы защитить Валерия Драганова от следователей
Кассационная инстанция Верховного суда (ВС) РФ вчера признала законным вынесенное ранее заключение о наличии признаков преступления в действиях депутата Госдумы, члена «Единой России» Валерия Драганова. Таким образом, Следственный комитет при прокуратуре (СКП) получил необходимое по закону разрешение на привлечение его к уголовной ответственности.

Как уже сообщалось, СКП подозревает депутата в превышении должностных полномочий в бытность его руководителем ГТК (ныне Федеральная таможенная служба) -- этот пост он занимал в 1998--1999 годах. По мнению следователей, г-н Драганов тогда незаконно заключил соглашение о переводе таможенных счетов из коммерческого Мост-банка, который в то время был близок к банкротству, в АКБ «Росбанк», не имевший полномочий на обслуживание таможенных структур.

Сам депутат свою вину отрицает и считает, что в тот момент он спас страну от потери десятков миллиардов рублей. Поддержали г-на Драганова и коллеги по Госдуме и «Единой России», высказавшие удивление по поводу инициатив СКП. Стоит отметить, что, несмотря на решение ВС, для следствия г-н Драганов пока еще остается недосягаем. Для того чтобы иметь возможность предъявить ему обвинение или хотя бы вызвать на допрос, СКП нужно еще получить и от Госдумы согласие на снятие с г-на Драганова депутатской неприкосновенности. С таким представлением по закону может выходить лишь Генпрокуратура, у которой, как известно, сложились очень непростые отношения с СКП.

Таким образом, теперь вокруг г-на Драганова сложилась довольно запутанная и непредсказуемая интрига. С одной стороны, многие депутаты готовы его поддерживать и защищать, а с другой, как выяснилось, в данном случае СКП и Генпрокуратура неожиданно могут выступить «единым фронтом». Вчера в Генпрокуратуре официально комментировать ситуацию вокруг г-на Драганова отказались, но источник в ведомстве заявил о готовности поддержать следствие.

Еще более усложняет ситуацию то, что история и смысл появления самого дела в отношении г-на Драганова крайне загадочны. Ведь следствие пытается поставить ему в вину события почти десятилетней давности, а срок давности по таким преступлениям составляет те же десять лет. То есть само расследование представляется как минимум бесперспективным. Упорство же СКП на этом фоне может навести лишь на предположения о том, что у этого дела есть какая-то политическая подоплека. Однако и на этот счет никто ни официально, ни неофициально даже не выдвигал предположений.

Уголовное дело, в котором оказался замешан г-н Драганов, было возбуждено еще в 2000 году в отношении руководителей Мост-банка, которых заподозрили в растрате. В 2005 году оно было прекращено, поскольку подозреваемые попадали под амнистию. Однако уже недавно его неожиданно вновь «реанимировали», и в деле появились две новые статьи УК РФ -- 286-3 (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий) и 293-2 (халатность). СКП сообщил, что такие подозрения навлекли на себя уже бывшие руководителями ГТК РФ.

Сам Валерий Драганов вчера заявил «Времени новостей», что всегда действовал в соответствии с законом и отвергает все обвинения. «Ситуация с разваливавшимся после дефолта Мост-банком требовала от меня действий, -- сказал он. -- Одним из легитимных действий было бы решение правительственной комиссии, которая должна была составить список банков, которые могли обслуживать госструктуры. Но она так и не была созвана. Когда я исчерпал все возможности получить решение комиссии, я принял свое решение. И тем самым фактически сохранил для страны миллиарды рублей. Сейчас меня пытаются осудить за то, что я сделал это якобы ненадлежащим способом. Но Росбанк существует по сей день, имея только в Москве десятки отделений. А Мост-банк вскоре после дефолта 1998 года обанкротился. Таким образом, реальные факты прямо противоречат выводам следствия. Интересно, если бы я не предпринимал тогда никаких действий и деньги таможни остались бы в обанкротившемся Мост-банке, то меня подозревали бы уже в халатности? Выходит, меня пытаются наказать за инициативу?»

Как сказал адвокат Александр Глушенков, даже если депутаты лишат его клиента неприкосновенности и уголовное дело в отношении экс-главы ГТК все-таки заведут, то оно не будет иметь перспективы, поскольку прошли все сроки исковой давности. «Зачем СКП все это нужно -- непонятно. Это какой-то специально раздуваемый пузырь». Впрочем, подчеркнул адвокат, для самого г-на Драганова сроки давности не имеют значения, поскольку своей вины он не признает в любом случае.

По словам адвоката, следствие полагает, что действия г-на Драганова по переводу счетов привели к «срыву выполнения хозяйственного плана государства -- федерального бюджета РФ 1998 года». «Но известно из открытых источников, что план наполнения бюджета в 1998 году был ГТК РФ даже перевыполнен, -- заявил г-н Глушенков. -- Мы представили суду полный спектр доказательств того, что в 1998 году ГТК выполнил контрольное задание правительства на 104,2%, перечислив в доходную часть федерального бюджета 84,3 млрд руб., а инкриминируемая моему клиенту сумма в 630 млн руб. (именно столько, по данным следствия, потеряла казна после перевода денег в Росбанк. -- Ред.) какая-то умозрительная, непонятно откуда взявшаяся». «В материалах СКП отсутствует даже экспертиза якобы нанесенного действиями Драганова ущерба, а вместо нее представлены материалы по ООО КБ «Мост-банк» в целом за несколько лет», -- отметил другой адвокат, Юрий Гервис.

Узнав вчера о решении ВС, многие коллеги по Госдуме высказали г-ну Драганову свою поддержку. Спикер Борис Грызлов заявил, что в сложившейся в 1998 году ситуации, когда в России был дефолт и экономический кризис, нужно было принимать «ответственное решение». «И оно было принято, в то время как многие руководители органов исполнительной власти прятали голову в песок, -- подчеркнул он. -- У каждого руководителя был выбор -- сидеть и смотреть, как рушатся экономика и бюджет, или принимать решения. Валерий Драганов такое решение принял». «Какого-либо рода нарушений бюджетного плана России не было, и это следует из письма Минфина, -- заявил в свою очередь глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. -- Иногда делаются комментарии о якобы элементах коррупции. Но ни в одном официальном документе, включая представление СКП, какого-либо рода предположений о корыстных действиях нет».

Сергей МИНЕНКО