|
|
N°229, 10 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Совершеннейший Дубай
Идея создания Калининградской особой туристической зоны вызывает все больше вопросов
В понедельник, 8 декабря, «Росприроднадзор» начал внеплановую комплексную проверку национального парка «Куршская коса» в Калининградской области. Проверка продлится до 26 декабря.
Национальный парк «Куршская коса» -- знаковое место для Калининградской области. Местные чиновники принимают там высоких федеральных гостей и проводят собственные VIP-вечеринки. Состоятельные граждане (не обязательно калининградцы, есть и много москвичей) стараются обзавестись элитной недвижимостью на берегу Балтийского моря или Куршского залива в тени вековых сосен. В то же время муниципальные поселки влачат весьма жалкое существование, не имея нормальных газо-, электро- и водоснабжения, канализации, мобильной и стационарной телефонной связи, дорог, инфраструктуры «соцкультбыта». Уже почти два года Куршская коса живет в ожидании перемен -- эту узкую полоску суши длиной около 100 км, принадлежащую пополам России и Литве, правительство РФ наделило статусом туристско-рекреационной зоны. Определены четыре участка (около 320 га) под освоение (в «корне» косы, возле поселков Морское и Рыбачий). Но преодолеть «бумажную» стадию пока не удалось. И чем дольше идет «проработка» вопроса, тем больше появляется странностей, ставящих под угрозу саму реализацию амбициозного проекта.
Любопытную информацию недавно озвучил директор администрации национального парка «Куршская коса» Евгений Снегирев. «Времени новостей» он рассказал о решении, которое принял районный Зеленоградский суд -- выделение трем калининградским фирмам 85 га под застройку возле поселка Рыбачий признано незаконным. А эти гектары как раз «сердце» будущей турзоны... «Это поле возле Рыбачьего. Из него почти половина сдана в аренду еще четыре года назад частным лицам. По сути, именно ради «сердца» турзоны создается дорогостоящая инфраструктура, подводятся дороги, прочие коммуникации. И вся эта бурная деятельность ради определенных лиц. На наш взгляд, эта проблема замалчивалась», -- считает г-н Снегирев. По его мнению, опасен принцип такого «государственно-частного партнерства»: огромные деньги из госбюджета вкладываются в инфраструктуру, которая будет работать, выходит, исключительно на частного собственника. «Мы обратились в прокуратуру и в РосОЭЗ (Федеральное агентство по особым экономическим зонам. -- Ред.). Есть первые результаты. Один из договоров аренды на 15 га признан незаконным. Что будет дальше, трудно сказать. Негативный сценарий такой -- государство все же потратит бюджетные деньги ради интересов частного инвестора», -- полагает директор администрации национального парка "Куршская коса". При этом пока он надеется исправить ситуацию с помощью правоохранительных органов без выхода на высокий политический уровень.
Это, по словам г-на Снегирева, не единственная проблема с калининградской турзоной. Разработчиков проекта ее развития он упрекает в том, что они не задумываются над последствиями для местной природы: «Экологические последствия от введения режима турзоны на косе до сих пор не просчитывались. Нацпарк и Международный институт леса ведут переговоры с РосОЭЗ и НИИ «Курортпроект», чтобы экологический эффект был просчитан и учтен при последующих действиях».
Газета «Время новостей» уже писала о планах «Курортпроекта» -- проект калининградской турзоны там курирует архитектор Лев Мисожников. Он известен местным жителям как «отец» Дома Советов -- так и не введенного в эксплуатацию огромного административного здания в центре Калининграда, которое горожане прозвали «монстром».
«Пока шло выделение земельных участков, наш голос играл роль. Теперь же влиять на процесс гораздо сложнее. Мы бомбардируем письмами, обращаемся во все инстанции. К сожалению, для коллег, работающих над созданием турзоны, вопрос сохранения природы не является приоритетным», -- добавил директор нацпарка. По его мнению, Куршская коса -- это территория, посещение которой человеком и вообще его деятельность там должна ограничиваться. «Мы с самого начала говорили, что «очаговый» туризм, как предлагается, на косе не нужен. Не надо создавать отдельные благоустроенные участки, следует развивать весь нацпарк. Только тогда мы получим целый комплекс инфраструктуры, который позволит избежать нанесения ущерба природе», -- такова точка зрения Евгения Снегирева.
Он уточнил, что уже сейчас рекреационная нагрузка на национальный парк достигла своего максимума. «В прошлом году у нас побывали 150 тыс. человек, а в этом -- 230 тыс.! Летом за выходной день заезжает почти 3 тыс. автомобилей, в то время как мест для парковок в шесть раз меньше. Желающих посетить косу гораздо больше, чем может принять инфраструктура нацпарка», -- добавил г-н Снегирев.
Местные экологи уже не раз объясняли, к чему может привести превращение Куршской косы в туристическую Мекку. Вот наиболее очевидные последствия: проседание грунтов (много торфяных отложений, которые из-за повышения нагрузки при строительстве просто не выдержат домов), усиление ветров (для косы, состоящей, по сути, из «живых» песчаных дюн, это очень опасно), увеличение риска подтоплений, угроза выживанию редких растений (лунник оживающий, например).
В свою очередь источник «Времени новостей» в региональном правительстве сообщил, что очередной проект концепции развития турзоны уже рассматривался в областном кабинете министров: «И мы, честно говоря, были в трансе -- там предлагается совершеннейший Дубай! Возникает много вопросов. Как все это реализовать на практике? И вообще -- есть ли интерес в такой реализации?»
Вадим СМИРНОВ, Калининград